Школа доктора Комаровского. Гиперактивный ребенок. Консультация для родителей

Дети всегда ведут себя активнее взрослых, потому что так они исследуют и познают мир, могут полноценно развиваться. Но есть дети не просто активные, и гиперактивные. Они упрямые и непослушные, всегда полны энергии и часто совершают необдуманные поступки. В связи с этим родители часто задаются вопросом: это черта характера или болезнь? Советы доктора Комаровского помогут понять разницу между нормой и патологией.

Синдром гиперактивности

Ранее синдром нарушения внимания с гиперактивностью считался минимальной дисфункцией мозга. Это частое нарушение функции мозга у детей, которое приблизительно у 60 % сохраняется и во взрослом возрасте. У взрослых синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще всего остается недиагностированным. Но распознать это состояние важно, потому что существует безопасное, эффективное и недорогое лечение. Ранняя терапия способствует формированию нормального поведения в подростковом и взрослом возрасте.

Школа доктора Комаровского. Гиперактивный ребенок. Консультация для родителей

Активность или гиперактивность

Тема «Гиперактивный ребенок» в Школе доктора Комаровского обсуждалась неоднократно. Известный педиатр утверждает, что не следует любого перевозбужденного и активного ребенка сразу же относить к категории детей с гиперактивностью и синдромом нарушения внимания. Это нормально, что ребенок постоянно полон энергии, отчего он иногда становится упрямым и непослушным. Детей утомляют длительные переезды, скука, неудовлетворение минутных желаний, физические недомогания. Не относятся к гиперактивным и те дети, которые имеют мотивированные отклонения в поведении. Так что действительно гиперактивный ребенок (доктор Комаровский подтверждает это) — далеко не каждый.

Признаки гиперактивности

Гиперактивным ребенком доктор Комаровский называет такого, который отличается импульсивным поведением, нарушением внимания, не выполняет инструкции взрослых, имеет трудности с организацией собственной деятельности и часто переключается с одного дела на другое. Вообще, гиперактивность разделяется на три первичных подтипа, а чтобы поставить диагноз, необходимо наличие большинства признаков категории. Такие признаки должны присутствовать как минимум шесть месяцев.

Школа доктора Комаровского. Гиперактивный ребенок. Консультация для родителей

Симптомы проявляются до семи лет, чаще всего — в четыре года. При обращении к врачу средний возраст составляет восемь-десять лет. К этому возрасту учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, сосредоточенности и целеустремленности. Детям младше семи-восьми лет при первом обращении диагноз не ставят, что позволяет избежать ошибок при диагностике. Признаки гиперактивности должны сохраняться в течение нескольких месяцев. Только тогда можно говорить о конкретном диагнозе, а не о реакции на стресс или временных трудностях (кризисе поведения).

Первичные подтипы

Как ведут себя гиперактивные дети? Поведение может отличаться в зависимости от подтипа: недостаток внимания, гиперактивность и импульсивность, смешанный. По мнению доктора Комаровского, гиперактивный ребенок не может долго усидеть на месте, часто вмешивается в разговор или деятельность других, не способен ждать своей очереди, при волнении совершает интенсивные движения руками или ногами, резко поднимается с места, с трудом участвует в тихих видах досуга.

Школа доктора Комаровского. Гиперактивный ребенок. Консультация для родителей

Дети с дефицитом внимания не могут надолго сосредоточиться, делают небрежные ошибки, не могут выполнять задания взрослых и до конца не собраны при их выполнении, не могут соблюдать инструкции, часто теряют вещи, слишком забывчивы в повседневной жизни, избегают задач, которые требуют длительного умственного напряжения, имеют трудности с организацией собственной деятельности, не выполняют прямые инструкции. При смешанном типе присутствует признаки как нарушения внимания, так и гиперактивности.

Причины гиперактивности

Раньше причиной гиперактивности в детском возрасте считали внутриутробное повреждение мозга. Современные данные позволяют связать этот синдром еще и с генетической предрасположенностью. Выяснилось, что около 20-30 % родителей маленьких пациентов страдают или страдали в детстве синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. У таких родителей чаще встречаются аффективные расстройства, алкоголизм, асоциальная психопатия.

Распространенность и прогноз

Гиперактивность и нарушения внимания чаще встречается у мальчиков. Среди школьников начального звена распространенность достигает 3-10 %. У большей половины из них патология сохраняется в подростковом возрасте. Такие подростки с трудом адаптируются к коллективу и больше других склонны к наркомании. В 60 % случаев признаки синдрома переходят во взрослый возраст.

Школа доктора Комаровского. Гиперактивный ребенок. Консультация для родителей

Длительные наблюдения показали, что именно гиперактивность в подростковом периоде обычно уменьшается, но другие нарушения остаются. У пациентов, которые в детстве страдали тяжелыми формами гиперактивности с нарушением внимания, высок риск социальной дезадаптации в зрелом возрасте. Это может проявляться в поведенческих расстройствах и асоциальном поведении: случайные половые связи, наркомания, кражи, алкоголизм и употребление наркотических препаратов.

Просветительская работа

На консультации для родителей гиперактивного ребенка специалист должен обязательно разъяснить суть диагноза, необходимость и смысл и предстоящего лечения в понятной форме. Обычно мама и папа просто не понимают, что происходит, и начинают винить себя или друг друга. После общения с недостаточно опытным или малоинформированным врачом ситуация только усугубляется, а разногласия приводят к новым конфликтам.

Родителям гиперактивного ребенка доктор Комаровский объясняет, что такое поведение обусловлено врожденными особенностями, изменить которые родители не в состоянии никакими системами воспитания. Но некоторые симптомы действительно возникают и усугубляются из-за неправильного воспитания. Родителям нужно помочь разобраться в поведении ребенка, объяснить, как может развиваться ситуация дальше, на что можно надеяться и как нужно вести себя.

Школа доктора Комаровского. Гиперактивный ребенок. Консультация для родителей

Условия обучения ребенка

Если ребенку с гиперактивностью трудно учиться в школе, нужно перевести его в специализированный класс. Основной причиной неуспеваемости таких детей является невнимательность и отсутствие упорства в обучении, а иногда — задержка развития навыков, необходимых для нормального обучения. Признаки синдрома можно уменьшить путем назначения медикаментов, но лечения синдрома не существует. То есть ребенку поможет только обучение в условиях, которые соответствуют его возможностям. При нормальном уровне интеллекта и отсутствии задержек умственного развития ребенка с низкой успеваемостью можно перевести в более «слабую» школу или класс для догоняющих.

Медикаментозное лечение

Педиатр Комаровский Евгений Олегович рекомендует не начинать сразу же давать ребенку лекарственные препараты, а попробовать нормализовать поведение другими способами. В медикаментозном курсе лечения действительно нуждаются только те дети, которым сильно мешают в повседневной жизни симптомы гиперактивности. Терапия довольно эффективна, но все же является только симптоматической. Евгений Олегович Комаровский отмечает эффективность средств для улучшения памяти, легких седативных и витаминно-минеральных комплексов.

Школа доктора Комаровского. Гиперактивный ребенок. Консультация для родителей

Как помочь гиперактивному ребенку

Если гиперактивность является чертой характера, а не расстройством, то обычно для нормализации ситуации родителям достаточно взять на вооружение несколько педагогических правил. Нужно установить контакт, а если на словесное обращение ребенок не реагирует, то прикоснуться к нему. Правила поведения, установленные родителями, должны быть понятны, беспрекословны и выполнимы.

Для слишком активных детей очень важен режим. Так ребенку легче адаптироваться. Энергию нужно направить в нужное русло, и хвалить за то, что у ребенка получается хорошо. Обязательно нужно объяснять правила поведения в общественных местах, в школе, с друзьями, учителями и посторонними людьми. Кроме того, родителям важно обеспечить безопасность гиперактивного ребенка и сделать все, чтобы уменьшить риск получения травм.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.