Рулевое управление — это сочетание работы механизмов, благодаря которым автомобиль движется в заданном водителем направлении. Давление от рулевого механизма идёт на рулевой привод, что обеспечивает поворот передних колёс в необходимую сторону.
Нарушение в работе хотя бы одного из этих узлов может привести к аварии на дороге.
Что такое рулевая рейка
Автомобили «Рено Меган-2» имеют рулевое управление с реечным механизмом и рулевой колонкой, угол наклона которой можно регулировать. Авто выпускались как с гидро-, так и с электроусилителем руля.
Колесо управления установлено на шлицах рулевого вала с самоконтрящейся гайкой и оснащёно модулем подушки безопасности.
Рулевой вал состоит из верхнего, среднего и нижнего отделов. Средний — неразборный, с двумя карданными шарнирами на концах.
Рулевая рейка «Рено Меган-2» передаёт импульс к колёсам и обеспечивает управление автомобилем. В исправном состоянии она не издаёт никаких звуков, а усилие от рулевого колеса передаёт без задержек.
В случае, когда в этом узле появляется стук, особенно на неровностях, и отдача в рулевое колесо, которое не принимает своего исходного положения после поворота, машина отправляется на ремонт, так как в рейке есть неполадки.
Составляющие рулевой рейки
Рулевая рейка «Рено Меган-2» состоит из:
- самой рейки (вала с зубьями), к которой прикручиваются рулевые тяги и наконечники;
- вала, соединённого с карданом электроусилителя руля;
- игольчатого и шарикового подшипников;
- регулировочного сухаря;
- гайки для крепления сухаря;
- втулки.
По отзывам обладателей «Рено Меган-2», самостоятельный ремонт рулевой рейки — это достаточно трудоёмкий процесс: одно только снятие может отнять час времени. А самая капризная деталь — втулка — часто ломается при демонтаже и создаёт дополнительные проблемы.
Да и ремкомплект рулевой рейки на «Рено Меган-2» не предусмотрен. Приходится подбирать аналогичные запчасти от других автомобилей.
Распространённые проблемы
Самыми частыми симптомами поломки рулевой рейки являются:
Как подтянуть рейку
Прежде, чем начинать трудоёмкий процесс ремонта и замены, стоит попробовать подтянуть рулевую рейку «Рено Меган-2″. Эта работа потребует сноровки и нескольких удлинителей для ключа на 12». Для большего удобства в работе его стоит пропустить над подрамником. Сильно затягивать регулировочный болт не следует, так как рулевое колесо придётся вращать с дополнительным усилием.
В ситуации, когда регулировка болтов не избавляет от стуков, следует прибегнуть к ремонту или полной замене. В отсутствие ремкомплекта на СТО предлагают полностью заменить узел, соответственно, цена рулевой рейки «Рено Меган-2» будет в несколько раз больше, чем самостоятельная замена её изношенных элементов.
Снятие
Чтобы добраться до этого узла, необходимо снять правое колёсо и подрамник, открутить гайку на рулевом наконечнике, чтобы снять и его. Выкрутить руль влево до упора и удалить хомуты пыльника рейки. Открутить контрагайку наконечника и сам наконечник. Снять пыльник. Открутить тяги.
Рейку снимаем с автомобиля и зажимаем в тиски.
План разборки
Разбирать рулевую рейку нужно поэтапно. Чтобы лучше представлять себе, в какой последовательности необходимо проводить демонтаж элементов, ниже представлен схематичный чертёж рулевой рейки «Рено Меган-2».
Есть в рулевой рейке ещё один подшипник, который с трудом извлекается. Некоторые умельцы выбивают его с помощью сточенных болтов на 10″ и 13″. Но есть те, которые отдельно вынимают иголки и куски корпуса, а внешнюю обойму выбивают, просверлив рейку с обратной стороны. В любом случае его придётся менять.
Разобранную рейку обезжиривают, обрабатывают холодной сваркой и оставляют часов на 6 полностью высохнуть. В место посадки подшипника закладывают ветошь или бумагу, чтобы туда не попала сварка.
После тщательной просушки рейку повторно протирают.
Подшипник на рулевом валу имеет стопорное кольцо. Оно одноразовое: после снятия назад его установить уже нельзя. Так что можно срезать его лобзиком и удалить узкогубцами. Подшипник также демонтируется безвозвратно (можно с помощью молотка).
Сборка
Новый подшипник запрессовывается на рулевой вал, одевается стопорное кольцо. Пока эту конструкцию можно отложить в сторону. Сборка рейки производится в несколько этапов:
Регулировка рейки
Процесс регулировки работы отремонтированной рейки также подойдёт и для диагностики:
В каждом из этих пунктов вал должен сохранять своё положение относительно рейки, но крутиться. Ремонт рулевой рейки «Рено Меган-2» завершён. Теперь прикручиваем тяги и устанавливаем её на авто. Весь процесс занимает в среднем 3 часа.
После замены рулевой рейки «Рено Меган-2» нужно провести развал-схождение. В противном случае вся проделанная работа будет напрасной.
Как уменьшить затраты на ремонт
Придерживаясь простых правил, можно предотвратить серьёзные поломки в рулевой колонке и сократить затраты на покупку запчастей.