«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

Дети

Лепка – один из первых и значимых видов творческой деятельности ребенка. С ней малыши знакомятся уже в младшей группе детского сада. Лепка в ДОУ занимает отдельный огромный пласт. И это не просто так.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

Практически все малыши любят лепить. В процессе ребенок не только видит результат, но и трогает его, может изменить и дополнить что-то. Здесь главный инструмент — это руки, а не кисть, карандаш или ножницы. Со стекой ребенок познакомится, но немного позже, а на первых порах именно руки являются важной составляющей, на которой строится детская лепка из пластилина.

Поэтому ребенок владеть собственными руками начинает намного лучше после того, как ему предоставляется возможность творить из пластилина, глины, соленого теста.

Дальше малыш осознает, что из одного брусочка пластилина можно выдумать бесконечное количество образов. Он приобретает больше навыков, уже не мама или воспитатель показывают и говорят, что лепить. Теперь ребенок — творец, ему достаточно иметь самый простой набор для лепки, чтобы воплотить свои замыслы и идеи в жизнь.

Зачем лепить малышам?

В процессе создания новых работ ребенок вживается в образ и начинает творить и создавать новые и оригинальные работы из пластилина. При этом активно развивается художественный вкус, начинает работать смекалка, дается воля фантазии и воображению, а, значит, идет активное развитие пространственного мышления.

Ни для кого не секрет, что через развитие мелкой моторики рук идет развитие речи. поэтому лепка для детей — это не просто увлекательный процесс, но и массаж рук, развитие пальчиков. Все это положительно скажется на том, как ребенок будет говорить в дальнейшем.

Все то, что развивается в процессе лепки, поможет ребенку вырасти в гармоническую, творческую личность.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

Лепка в старшей группе детского сада

К старшей группе детского сада дети уже имеют определенный опыт работы с пластилином. Они уже создают изделия намного разнообразнее и утонченнее, нежели в предыдущие года. Мышцы кистей уже окрепли, поэтому появляются новые возможности при создании более точных деталей.

Психика ребенка также не стоит на месте. Внимание детей становится более устойчивым, они стали намного усидчивее. Теперь ребенок уже может воспроизвести образ в голове, а потом вылепить его.

Если сравнивать детей старшей и средней группы, то после шести лет ребенок уже способен лепить динамические предметы, однако, действие придумывает уже после того, как готово изделие. Например, задумано слепить кошку. Ребенок вылепил кошку, но лапы у кошки сильно расставлены. Здесь малыш может предположить, что кошка бежит. Тогда он расставит ей лапки еще больше. А если воспитатель спросит о том, что же делает кошка, то он, например, скажет: «Она убегает от собаки».

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

Программа старшей группы

В начале года дети в старшей группе учатся лепить самые простые предметы, которые им хорошо знакомы. При этом уклон идет на создание изделия из общей массы путем вытягивания отдельных деталей. На этом этапе лепятся фрукты и овощи.

После этого начинается обучение лепке по частям. Из цельного куска обычно за основу берут народные игрушки — петушки, куколки, свистульки.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

Далее, воспитатель делает уклон на относительную величину деталей, на более точную передачу признаков предмета, на укрепление частей между собой путем сглаживания стыков. Здесь же ребенок учится устанавливать фигуры вертикально на широком основании.

Потом следует этап обучения лепки фигур на ногах. Так как он приходится на зимний период, обычно детям предлагают вылепить мальчиков и девочек в зимней одежде, но могут быть и другие темы.

Следующий этап — изображение животных, как правило, из одного куска. Затем фигуры дополняются отдельными деталями.

Здесь же предусмотрена лепка посуды по мотивам народных промыслов.

Далее, программа предполагает работу над расширением знаний детей об окружающем мире. Таким образом, может происходить лепка в старшей группе на тему «Весна», когда дети пытаются создать фигурки животных в движении, сцены из сказок.

Летом на уроках лепки повторяется и закрепляется пройденное за год. Здесь уже занятия могут проходить как с подачи воспитателя, так и по собственному замыслу детей. Дети лепят, опираясь на наблюдения, либо с предложенной воспитателем натуры.

Весенняя тематика

Третий квартал учебного года приходится на весну. Здесь воспитатель может предложить детям самые разнообразные темы для лепки.

Например, занятия могут быть приурочены к знаменательным дням:

  • Масленица (лепка чучела зимы, изготовление посуды для блинов, сами блинчики).
  • 8 Марта (лепка цветов).
  • День космонавтики (лепка космических объектов).
  • Пасха (лепка яиц и куличей, курочек и цыплят).
  • День Победы (поделки на военную тематику).

На занятиях в этот период можно научиться лепить цветы, насекомых, животных.

Задачи весенних занятий

При подготовке занятия воспитатель ставит перед собой ряд задач, которые он должен решить. Как и любое занятие, лепка в старшей группе на тему «Весна» предполагает решение трех основных задач:

  • Образовательные задачи.Здесь закрепляются основные знания ребенка о таком времени года, как весна, знание весенних примет, знания о перелетных и зимующих птицах, формируется умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
  • Развивающие задачи.Продолжается развитие звуко-слогового анализа, развитие умения согласовывать части речи между собой, развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности. Также развивается логическое мышление, умение анализировать и сравнивать. Развивается внимание, память, воображение.
  • Воспитательные задачи.Лепка в старшей группе на тему «Весна» помогает воспитывать умение созерцать и понимать красоту окружающего мира на основе загадок, поговорок, пословиц, закличек, воспитывать аккуратность в выполнении работ. Это, в свою очередь, знакомит детей с народным фольклором. Также воспитывается умение слушать ответы других детей.
  • Материалы для занятий

    Для того чтобы занятие было интересным, насыщенным используются различные материалы.

  • Разнообразные наглядные материалы на весеннюю тематику. Это могут быть и репродукции картин известных художников, например, «Большая вода» Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова, «Повеяло весной» Крыжицкого, «Весенний пейзаж» Берггольц, «Ранняя весна» Ендогурова, «Весна» Брюллова. Также это может быть просто набор тематических карточек с изображением признаков весны.
  • Используются различные декоративные элементы для украшения фигур и изделий: пуговицы, декоративные камушки, бусины, веточки, ниточки.
  • Музыкальное сопровождение. Здесь можно использовать как произведения классиков, например «Подснежник» П. И. Чайковского из детского альбома «Времена года», так и другие произведения («Веснянка» музыка и слова З. Лозинской).
  • Необходим стандартный набор для лепки: пластилин и стека.
  • Остальное оснащение выбирается исходя из тематики занятия на усмотрение воспитателя.

    «Рука – это вышедший наружу мозг человека»

    Смена деятельности

    Дошкольники не могут долгое время заниматься одним видом деятельности, даже таким увлекательным, как лепка. Поэтому им необходимо предлагать различные физминутки, пальчиковые игры и гимнастику для ручек.

    Лепка в старшей группе на тему «Весна» может сопровождаться следующими активными играми:

    1. Физминутка «Дождик».

    Капля раз, (прыгаем на носочках, ручки поставлены на пояс)Капля два, (прыгаем)Очень медленно сперва. (прыгаем 2 раза)А потом, потом, потом, (прыгаем 4 раза)Все бегом, бегом, бегом. (бежим по кругу)Мы зонты свои раскрыли (разводим ручки в стороны)От дождя себя укрыли (ставим ручки над головой, как зонтик).

    2. Физминутка «Божьи коровки».

    Мы божьи коровки (прыгаем)Быстрые и ловкие! (бежим на месте)По травке сочной мы ползем, (делаем вид, что ползем)А после в лес гулять пойдем. (ходим друг за другом по кругу)В лесу черника (потянулись вверх)и грибы… (присели, собираем грибы)Устали ноги от ходьбы! (наклоняемся)И кушать мы давно хотим… (гладим животики)Домой скорее полетим! («улетаем» нас свои места)

    «Рука – это вышедший наружу мозг человека»

    Разминаем пальчики — пальчиковая гимнастика, которая может быть применена на занятиях по лепке на весеннюю тематику:

    1. Пальчиковая гимнастика «Весна».

    К нам весна лишь заглянула — (тянем ручки перед собой)

    В снег ладошку окунула (ручки вниз)

    И расцвел там нежный, (делаем бутон из ладошек)

    Маленький подснежник (медленно раскрываем пальчики, имитируя раскрытие бутона)

    2. Пальчиковая гимнастика «Зернышко».

    Посадили зернышко, (нажимаем указательным пальчиком в центр ладони)

    Выглянуло солнышко. (сжимаем и разжимаем ручки)

    Солнышко, свети — свети!

    Зернышко, расти — расти! (Соединяем ладони вместе, ручками двигаем вверх)

    Появляются листочки, (Соединяем ладошки вместе, пальцы поочередно прикасаются к большому пальчику)

    Распускаются цветочки. (Сжимаем и разжимаем кисти рук)

    Оцените статью
    Добавить комментарий

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.