По воспоминаниям тех, кто ее знал, она обладала «некоей магией, загадкой, необыкновенно привлекательной для кинематографистов». Близкие запомнили Ирину Викторовну Печерникову (1945-2020), российскую и советскую актрису, заслуженную артистку РСФСР, «тонкой, хрупкой, очень честной, пронзительной и совершенно неповторимой». По их словам, она была «очень красивым и светлым человеком, тончайшей, поистине блестящей киноактрисой». Наибольшую известность Ирине Печерниковой принесла роль в фильме «Доживем до понедельника». Знаменитая актриса скончалась 1 сентября — за день до своего юбилея. 2 сентября ей должно было исполниться 75 лет. Вспомним наиболее удачные работы звезды.
- О ней: рождение и семья
- Театр
- Кино
- Дебют: фильм-опера «Каменный гость» (1967)
- «Доживем до понедельника», 1969 год
- «Первая любовь» (1968)
- «Города и годы» (1973)
- «По собственному желанию» (1973)
- «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976)
- «Личное счастье» (1977)
- «Голубой карбункул» (1979)
- «Ванина Ванини» (1983)
- «Земля Эльзы» (2020)
О ней: рождение и семья
Будущая знаменитость появилась на свет в г. Грозном. Вскоре семья поселилась в Москве. Здесь в 1966-м она окончила Школу-студию МХАТ.
Театр
В начале карьеры Печерникова работала в Ленкоме (Московском театре им. Ленинского комсомола), затем в Академическом театре им. Маяковского. В период с 1978-го по 1990-й играла на сцене Академического Малого театра.
Кино
Шестидесятые и семидесятые были золотым временем кино для Печерниковой. В этот период она много снималась. Ее считали одной из наиболее талантливых и красивых актрис советского кино.
Дебют: фильм-опера «Каменный гость» (1967)
Ее дебютом в кино стала главная роль в фильме-опере «Каменный гость». Первооткрывателем ее таланта стал режиссер-постановщик Владимир Гориккер. После выхода картины западные критики начали сравнивать ее с Одри Хепберн, признав Печерникову одной из первых красавиц советского кино.
Режиссер заметил ее на выпускном спектакле Школы-студии МХАТ. Он сразу решил взять эту маленькую и хрупкую девушку, обладающую безумным обаянием, на главную женскую роль в своем фильме – донны Анны. Выбор режиссера вызвал в киношных кругах целую бурю кривотолков. Слишком уж не походила Печерникова на возрастных матрон, которым обычно поручалась эта роль в спектаклях!
На Гориккера пыталось давить студийное руководство. И все же режиссеру удалось отстоять юную исполнительницу, чем он впоследствии оказался весьма доволен. Девушка справилась с работой блестяще, проявив недюжинный драматический талант. А между тем перед недавней выпускницей стояла очень непростая задача. Ей пришлось дебютировать сразу в главной роли, причем играть героиню не обычную, а поющую, участвуя в нарочно затянутых эпизодах, необходимых для исполнения оперных партий. Кроме того, партнерами дебютантки в этом фильме были маститые мэтры: Евгений Лебедев, Владимир Атлантов и др. Со многими из них у девушки установились прекрасные взаимоотношения.
«Доживем до понедельника», 1969 год
Роль учительницы английского языка Натальи Сергеевны Гореловой критики называют лучшей в послужном списке Печерниковой. Эта работа в фильме режиссера С. Ростоцкого, который называют одним из самых пронзительных фильмов советской эпохи о школе, была поистине триумфальной для актрисы.
После премьеры она очутилась в рядах главных красавиц СССР, мешками получала письма от поклонников. О ней писали газеты и журналы, ее показывали по телевидению. Зрительницы Советского Союза ревновали ее к Тихонову и старались угадать, как сложится жизнь любимых героев в дальнейшем. Мужчины в нее влюблялись и сознавались, что хотели бы найти жену, похожую на артистку Печерникову.
С этим фильмом были связаны не только приятные воспоминания актрисы, но и опыт встречи с несправедливостью и незаслуженной обидой. После выхода картины Печерникову, чуть ли не единственную из главных исполнителей, не отметили наградой – государственной премией за 1970 год. Многие называли причиной такой несправедливости то, что актриса к тому времени стала женой иностранца (польского артиста) и уехала из страны. Так или иначе, но, по мнению окружения Печерниковой, переживание первой незаслуженной обиды вполне могло стать первым шагом к ее дальнейшим психологическим срывам и пагубной тяге к алкоголю.
«Первая любовь» (1968)
Мелодрама режиссера В. Ордынского, снятая по одноименной повести И.С. Тургенева, стала еще одной творческой удачей актрисы. После этой картины зрители открыли в ее неземной внешности черты тургеневских героинь, что способствовало росту ее популярности. Критики с восторгом отзывались о ее органичной игре.
«Города и годы» (1973)
В широкоформатном фильме, снятом режиссером А. Зархи по одноименному роману К. Федина, рассказывается о событиях Первой мировой, революции и гражданской войны. Действие происходит в России и Германии. Главный герой — художник Андрей Старцев (персонаж Игоря Старыгина) проходит нелегкий путь, прежде чем ему удается найти свое место в новой жизни. Ирина Печерникова играет в фильме возлюбленную героя, ожидающую от него ребенка.
«По собственному желанию» (1973)
В мелодраме режиссерв Э. Гаврилова, снятом на «Мосфильме» в 1973-м, Печерникова сыграла советскую девушку, воплотившую свою мечту в жизнь и добившуюся поставленной цели – стать артисткой эстрады. В образе, созданном Печерниковой, удивительно соединились необыкновенная женственность и внутренняя сила актрисы. Партнером, сыгравшим ее возлюбленного, стал Е. Киндинов.
«Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976)
В экранизации одноименной исторической повести А. Пушкина, снятой режиссером А. Миттой, задействованы многие звезды советского кино. Печерникова сыграла роль парижской возлюбленной главного героя — графини Луизы де Кавеньяк. Ее партнерами были М. Глузский, О. Табаков, А. Петренко, В. Высоцкий.
«Личное счастье» (1977)
Фильм, снятый ТО «Экран» (режиссер — Л. Пчелкин), представляет собой 5-серийную телевизионную сагу о жизни простого советского конструктора и его семьи в военное и послевоенное время. Конструктору Дорошину и его жене, героям партизанского движения, довелось столкнуться с военными преступниками, спасающимися от справедливого возмездия. Печерникова сыграла в картине роль актрисы местного театра Ирины Замятиной, жены старшего сына главного героя, Ильи (персонаж Е. Киндинова).
«Голубой карбункул» (1979)
В музыкальном фильме, снятом режиссером Н. Лукьяновым по мотивам одноименного детектива А. Конан-Дойла, Печерниковой была поручена роль Катарины, героини, подбивающей жениха на кражу алмаза. Работа актрисы была отмечена критиками как одна из наиболее успешных.
«Ванина Ванини» (1983)
В телеспектакле по мотивам одноименной новеллы Стендаля, снятом режиссером Галиной Самойловой, Печерникова сыграла главную героиню, римскую аристократку. «Черноволосой девушке с огненным взором», презирающей робких юношей из ее окружения и самозабвенно полюбившей молодого карбонария, довелось встать перед непростым выбором — между верностью долгу и верностью чувствам.
Героиня Печерниковой ради любви совершает неискупаемое преступление – предает соратников возлюбленного. Актриса талантливо передала смятение души своей героини, заглушившее голос рассудка и заставившее отступить от кодекса чести.
«Земля Эльзы» (2020)
Последней работой Ирины Печерниковой в кино стала главная роль в фильме режиссера Ю. Колесник «Земля Эльзы», экранизации одноименной пьесы Я. Пулинович. Картина рассказывает о большом чувстве, пришедшем к двум пожилым людям — Леониду (герой Вениамина Смехова) и Эльзе (героиня Печерниковой). Возрастная роль, с глубоким психологизмом исполненная актрисой, стала не просто традиционной ролью чьей-то бабушки, мамы или обычной старушки – Печерникова создала прекрасный образ женщины в истории о настоящей любви. Премьера фильма состоялась в сентябре этого года на кинофестивале «Амурская осень».
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание