Роторно-поршневой двигатель Ванкеля является одной из разновидностей двигателя внутреннего сгорания. Схема его работы была разработана молодым инженером Феликсом Ванкелем еще в тридцатых годах. Однажды он признался журналистам, что увидел свой двигатель во сне.
Тут следует также добавить, что сам принцип работы роторного двигателя был известен еще со времен паровых машин и имел некоторое развитие, но что касается ДВС, то тут Ванкель, несомненно, оказался пионером своего дела.
Патент, полученный еще до войны, реализовать удалось только в середине шестидесятых. В 1957 году уже немолодой изобретатель в сотрудничестве с ведущим инженером немецкой фирмы NSU Вальтером Фрёде представили миру первый роторный ДВС DKM 54, установленный на автомобиль, доведя его до практического применения. Со временем словосочетание «двигатель Ванкеля» стало нарицательным, так как до сих пор серийно используется только этот немецкий тип и устройство роторного двигателя.Главным отличием РПД от ДВС является рабочий поршень. В роторнике функциональные обязанности поршня выполняет трехгранная призма (ротор), которая и преобразует энергию сгорания топлива во вращательное движение. И если обычный поршень выполняет последовательно впуск – сжатие – рабочий ход – выпуск, то ротор, благодаря своим трем граням, выполняет одновременно три из четырех тактов. Это обуславливает самое главное преимущество, которое двигатель Ванкеля имеет перед другими ДВС – большая удельная мощность.
Маленький современный РПД объемом всего 1,3 литра способен легко развить мощность 250, а с применением турбонаддува и все 350 л.с. Отсюда и специфика применения – скоростная техника. При всем букете своих недостатков, а это и прожорливость как топлива, так и масла, повышенный износ рабочих поверхностей, низкий инерционный запас, такой двигатель может найти себе место только на спортивных автомобилях или мотоциклах.
С самого момента появления двигатель Ванкеля пытались использовать многие производители, но история расставила все на свои места, и на сегодняшний момент единственной фирмой, серийно устанавливающей на свои автомобили двигатели такого типа, осталась Мазда со своим спорткупе RX-8. Тут надо сказать, что главную роль сыграли не технические, а технологические проблемы. РПД не имеет унификации с обычным ДВС и очень требователен к качеству изготовления. Чтобы их делать, нужно иметь абсолютно новый производственный цикл и высокую квалификацию персонала. Справились только японцы. Хотя нет, не только…
В советском союзе роторники тоже разрабатывались, и, более того, роторные двигатели ВАЗ стали своеобразной легендой отечественного автопрома. Долгое время о моделях с РПД только слышали, но не видели. Они поставлялись исключительно спецслужбам, но с развалом страны советов попали и в частные руки. Кроме того, в конце 97-го года сертификацию прошел двигатель ВАЗ-415, универсальный роторник, который можно устанавливать на любой а/м ВАЗ и даже на Москвич и Волгу.К сожалению, руководство АвтоВАЗа в 2004 году отложило развитие данного направления двигателей на неопределенное время.