Роль искусства

Дети

Современному обществу требуются активные граждане, способные на творческое мышление, принятие нестандартных решений, а также на позитивное созидание. К сожалению, на сегодняшний день воспитательный процесс в детском саду еще во многом сохраняет сложившийся ранее традиционный подход к подаче и усвоению детьми знаний. Но шаблонное, однообразное повторение похожих действий не вызывает интереса к обучению.

Традиционные педагогические методики не способны подарить малыша радость открытия и постепенно приводят к тому, что он теряет способность к творчеству. Но как развивать ребенка, чтобы в будущем он был настроен на создание нового? Как воспитать из него творческую личность? Для этого нужны определенные условия: организационные, кадровые, а также материально-технические. Необходимо соответствующее оборудование, пособия, кроме того, заинтересованность семьи и тех людей, которые работают с малышами.

Роль искусстваРазвить творческие способности позволят лепка и рисование, художественная деятельность и игры. В связи с этим педагоги и родители должны обратить особое внимание на комплексные занятия с детьми. Ведь это обучение проводится посредством использования различных видов искусства. Это и позволяет максимально развить у малышей творческие способности.

Роль искусства

На развитие творческих способностей ребенка оказывает свое влияние множество факторов, которые можно объединить в три группы. В первую из них включены индивидуальные особенности и природные задатки, которые оказывают непосредственное влияние на формирование творческой активности ребенка. Во второй группе находятся все существующие формы влияния социальной среды. Третья совокупность факторов определяет зависимость творческих проявлений малыша от структуры и характера его деятельности.

Почему так важны для детей младшего школьного возраста комплексные занятия? Подобное обучение играет особую роль в связи с тем, что для подачи материала в нем используются различные виды искусства. Сюда входят музыка и литература, народное творчество и скульптура, и, конечно, живопись. Искусство в тех или иных формах формирует человека, пробуждает в ребенке творческое начало и оказывает непосредственное влияние на его духовный мир.

Комплексные занятия дают малышам возможность развить свои образные представления и воображение, внимание и память, а также положительное эмоциональное отношение к предлагаемой воспитателем деятельности.

Каковы средства различных видов искусств? В литературе это слово, служащее для образных определений, эпитетов, ритма, метафор и сравнения. При проведении театрализованной деятельности ими являются средства драматизации в виде мимики и жестов, движений и поз, интонации и голоса. В изобразительных приемах средства, используемые в комплексном занятии для детей, представляют собой рисунки, выражающие объем и форму, пропорции и соотношения размеров предметов. Также малышей увлекают аппликацией. Она позволяет им развить понятие формы, композиции и цвета. Если комплексное занятие для детей проводится с использованием музыки, то средствами воспитания являются гармония и ритм, динамика и мелодия, интонация и т. д.

Положительные стороны комплексных занятий

Сочетание разнообразных видов искусства приводит к их разностороннему воздействию на ребенка. При этом оно способствует познанию явлений и предметов со многих сторон при одновременном использовании всех органов чувств.

Комплексно-тематическое занятие проводится таким образом, что дети поочередно рисуют и поют, танцуют и читают стихи. А выполнение ими сюжетных композиций или декоративных работ на фоне звучащей лиричной музыки способствует созданию эмоционального настроения, которое позволяет более успешно выполнять задания воспитателя.

Роль искусстваКомплексные занятия в детском саду позволяют малышам заниматься раскованно и без принуждения. К примеру, во время выполнения коллективного рисунка они непременно будут советоваться друг с другом о том, кто и какие детали будет изображать. Договариваться о своих действиях и ролях им нужно будет и в процессе инсценировки песни.

Классификация

Комплексные занятия по своему содержанию бывают весьма разнообразны. При этом они проводтся в разных вариантах. Это могут быть блоки занятий:

— по знакомству малышей с миром искусств;
— по самым интересным детским тематикам;
— по знакомству ребят с творчеством писателей;
— по эмоциональному и нравственному воспитанию;
— по знакомству с окружающим миром, с народным искусством и природой.

Проведение комплексных занятий в различных группах детского сада

То, как проводятся занятия с детьми, прежде всего, зависит от их возраста. Немаловажным параметром при этом послужит и накопленный жизненный опыт малышей. Так, комплексные занятия в младшей группе (это дети 3-4 лет) проводятся с использованием живого наблюдения явления или предмета, к которому прилагается его яркая иллюстрация.

Малышам, достигшим 4-5-летнего возраста, предлагается красочная картинка, сопровождаемая небольшим литературным произведением. Комплексное занятие в старшей группе ДОУ (дети от 5 до 6 лет) проводится с использованием песни или музыкального произведения в качестве фона или самостоятельной части предлагаемой деятельности.

Дошкольникам от 6 до 7 лет предлагается знакомство с художественным произведением с одновременным рассмотрением 2-3 репродукций, изображающих сходный либо различный пейзаж. Также детям может быть предложено описание явления или предмета в двух или трех стихотворениях, в которых имеется сопоставление или сравнение. В качестве средства воспитания творческой личности используется и прослушивание музыкального произведения.

Типы комплексных занятий

Комбинированное обучение делится по значению применяемых в нем видов искусств. Так, выделяется:

1. Доминантный тип. Для него характерно максимальное применение одного вида искусств, а остальные при этом являются фоном занятия.

2. Равнозначный тип. На таких занятиях все его части дополняют друг друга.

Комплексные занятия в младшей группе

Поступая в первое в их жизни образовательное учреждение, дети 2-3 лет подвергаются адаптационному стрессу. Для его устранения воспитатели должны проводить с малышами комплексные занятия по ФГОС ДО в рамках программы «От рождения до школы».

Адаптационные возможности детей раннего, а также младшего дошкольного возраста невелики. С приходом в дошкольное образовательное учреждение малыши попадают в новую для них социальную ситуацию. При длительном пребывании в стрессовом состоянии у ребенка могут возникнуть эмоциональные нарушения или замедлиться темпы психофизического развития.

Роль искусстваКомплексное занятие в младшей группе должно помочь малышам привыкнуть к непривычной обстановке, к расставанию с родителями, к появлению большого количества детей и присутствия незнакомых взрослых. При этом воспитателем решаются следующие задачи:

— снятие мышечного и эмоционального напряжения ребенка;
— снижение у малышей излишней двигательной активности и импульсивности, агрессии и тревоги;
— развитие способности общения детей между собой;
— совершенствование чувства ритма, мелкой и общей моторики, координации движения и игровых навыков.

На чем базируется такое комплексное занятие? Младшая группа (первая) – это дети от 2 до 3 лет. Им нужны разнообразные игры и хороводы, потешки и песенки, догонялки и стишки. Все это позволяет быстрее вовлечь малышей в предлагаемый воспитателем ритм, переключиться от слез на дружное хлопанье ладошками и топанье ногами. Подобные занятия призваны объединить детей и дать им хороший эмоциональный настрой.

Начинается такое обучение с упражнения. Дети дружно бегают, шагают или выполняют другие действия. Причем делают это они под определенный музыкальный или стихотворный ритм. Именно в первой части комплексных занятий малыши начинают настраиваться на групповую работу, у них возникает хороший эмоциональный фон и повышается двигательная и речевая активность.

Далее параллельно с упражнениями воспитатель предлагает детям различные игры. Это основная часть комплексного занятия, где малыши получают возможность активно двигаться, взаимодействовать со сверстниками и свободно выражать эмоции. На третьем этапе занятия детям предлагаются малоподвижные и спокойные задания.

Вторая младшая группа

Развитию способностей у детей 3-4 лет способствуют все те же игры. Они помогают вырастить умного, сообразительного и любознательного человека.

В трехлетнем возрасте в жизни малыша начинается дошкольный период. Это время, когда дети уже многое умеют, и стремятся узнать как можно больше. И здесь на помощь педагогу приходят комплексные занятия. Вторая младшая группа с удовольствием поиграет в игры, позволяющие познакомиться с окружающим миром. Также дети смогут выучить формы предметов, их размер и цвет, а также расположение в пространстве.

Комплексные занятия в этом возрасте призваны развить у малышей память, мышление и внимание, сделав их пребывание в саду радостным и познавательным. Педагогу стоит помнить о том, что частые смены ролей, образов и сюжетов вызовут у детей переутомление. При этом интерес к проводимым занятиям будет утерян. Именно поэтому все упражнения и игры, входящие в структуру обучения, должны представлять собой один сказочный сюжет.

Роль искусстваЗанятия с детьми второй младшей группы проводят в 2-3 этапа. Количество и комплектование модулей упражнений и игр при этом должно варьироваться педагогом. Воспитателю дано право сократить время занятия. Это позволит не допустить переутомления детей. Также педагог в зависимости от настроения ребят вправе изменить последовательность частей занятия.

Комплексные занятия в средней группе

В возрасте 4-5 лет ребенка продолжают учить активно взаимодействовать с окружающим миром. И этому во многом способствует проводимое воспитателем комплексное занятие. В средней группе дошкольники проявляют особую любознательность ко всему, что их окружает. В таком возрасте малышу необходимо расширять круг знаний о предметах, узнавать об их назначении и признаках. Этому во многом способствует образовательный процесс, который учитывает возрастные особенности ребенка и уровень его развития.

Комплексное занятие в средней группе включает в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию у малышей воображения и речи, памяти и восприятия. Формирование этих психических процессов является неотъемлемой частью осознанного отношения к окружающему миру.

Роль искусстваКомплексные занятия для детей средней группы проводятся по темам «Мебель» и «Посуда», «Одежда», «Транспорт» и «Игрушки». При этом они решают задачи:

— совершенствования пространственной ориентировки;
— формирования умения сосредотачивать свое внимание на предметах;
— развития речи и обогащения словарного запаса;
— формирования начальных математических представлений.

При правильной организации комплексных занятий дети 4-5 лет в конце учебного года научатся распознавать окружающие предметы и их признаки, сравнивать их и производить над ними простейшие опыты (например, тонет — не тонет).

Знакомство с природой

Обучение творческой личности может быть проведено для всех возрастных категорий детей, посещающих дошкольное учреждение. Однако особенно полезно комплексное занятие в подготовительной группе. Например, это может быть игровое обучение, знакомящее старших дошкольников с осенним сезоном.

В первой части занятия решаются познавательные задачи с одновременным развитием интеллектуальных способностей детей. Воспитатель при этом уточняет имеющиеся у ребят представления об осени, выделяя характерные особенности этого сезона. В указанном процессе особую роль будет играть календарь с наблюдениями изменений природы, который должен быть заготовлен заранее.

Во второй части занятия решаются другие задачи. В этом случае применяется иной вид деятельности дошкольников. Так, к занятию воспитатель организует небольшую выставку на тему осени. В качестве ее экспонатов используются репродукции знаменитых художников, а также фотографии с картинами увядающей природы. Осмотр такой выставки, который вызывает у детей переживание красоты, позволяет решать эстетические задачи воспитания.

Роль искусстваВ третьей части занятия используются ручная деятельность и художественное творчество дошкольников. Детям предлагается творить по своему желанию и усмотрению. Дошкольники могут рисовать букеты осенних цветов или выполнять поделки из различных природных материалов, создавать аппликации и т. д. Эта часть комплексного занятия позволяет развить у детей художественно-ручное умение.

При правильной организации подобного обучения временные рамки не имеют строгих пределов. Дети не почувствуют усталость и скуку. К тому же педагог всегда может устроить своим воспитанникам веселую физкультминутку.

Занятия по математике

К началу своей школьной жизни ребенок должен знать множество чисел и величин, а также уметь ориентироваться во времени и пространстве. Педагогическая практика говорит о том, что первоклашки порой с трудом переходят от действий к конкретным образам, предметам, числам и иным абстрактным понятиям. Избежать подобных трудностей можно, развивая у ребенка умственное мышление на комплексных занятиях в детском саду. Именно в дошкольном возрасте малыши должны познакомиться с разнообразными математическими связями, зависимостью между величинами, мерами и т. д.

Если рассмотреть комплексные занятия в подготовительной группе по математике, то их структура такова:

— повторение уже пройденного материала (от 2 до 4 минут);
— знакомство с новой темой (от 15 до 18 минут);
— обобщение усвоенного (от 4 до 7 минут).

Роль искусстваНапример, в первой части комплексного занятия дети сравнивают ширины и длины предметов. При этом дошкольникам предлагается игра «Что изменилось?». Во второй части занятия воспитателем демонстрируются приемы, при помощи которых измеряется ширина и длина предметов. Далее дети выполняют все самостоятельно. Этот вид деятельности для них является практическим заданием. В четвертой части комплексного занятия выполняются упражнения по группировке и сравнению различных геометрических фигур.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.