Покупая новый автомобиль, многие автомобилисты обращают куда больше внимания на ресурс двигателя, чем на другие его параметры, даже если на них основываются рекламные ролики каждой отдельной модели. Пока производитель хвастается максимальной скоростью своего детища, успокаивает низким уровнем токсичности и заманивает привлекательной экономичностью, критически мыслящий покупатель ищет в технической документации заветную цифру, определяющую гарантированные показатели, в пределах которых при соблюдении основных требований к условиям эксплуатации сохранится заявленная работоспособность машины.
Как самый дорогостоящий агрегат (и в плане изготовления, и в плане ремонта), мотор заставляет обращать на себя особо пристальное внимание. Неудивительно, что ресурс двигателя имеет столь большое значение в оценивании потенциала автомобиля. Приближённым, но достаточно наглядным является определение качества его изготовления гарантированным километражём пробега или сроком работы до капитального ремонта. Следует учесть, что под капитальным ремонтом понимают вид технического обслуживания, предполагающий демонтаж коленчатого вала.
Проектирование отечественных малолитражек от волжских автомобилестроителей потребовало заявить ресурс на самое первое семейство в 125 тысяч км, к старту «десятого» поколения эта цифра уже возросла до 150 тысяч км. Являясь критерием довольно расплывчатым, ресурс определяемый подобным образом обладает высокой наглядностью и лёгкостью восприятия.
По истечению этих сроков автомобиль может продолжать работать с прежними показателями мощности, расхода топлива и масла, а может произойти изменение этих параметров или даже произойти потеря работоспособности. Это ещё раз доказывает, что ресурс двигателя показатель весьма условный.
Определение ресурса двигателя километражем пробега является показателем условным. На самом деле на работоспособность сердца силового агрегата влияют в огромной степени условия эксплуатации. Не зря в исследовательских целях вазовские инженеры еще в советские времена производили обмен у населения определённой партии двигателей с запредельными показателями пробега из самых различных географических районов. Данные исследования показали, что важнейшим условием длительной жизни мотора является качество его изготовления (зависит от производителя) и соблюдение правил его эксплуатации (возлагается на плечи пользователя).
Отечественный автопроизводитель в лице тольяттинских автомобилестроителей с каждым годом всё ближе подходит по уровню качества своей продукции к европейским стандартам. Что касается двигателей, то каждый агрегат проходит обязательное тестирование вплоть до обкатки, что позволяет уделять этой процедуре меньше внимания, чем это было на первых образцах ВАЗовского семейства.
Производитель гарантирует, что ресурс двигателя, устанавливаемого на современных автомобилях, является обоснованной цифрой. Горячая обкатка осуществляется на каждом моторе. Для «классических» вариантов этой процедуре уделялось 15 минут, переднеприводные агрегаты проходят её в течение 6,5 минут. Кроме того, периодически происходит тестовая двадцатичасовая обкатка двигателя на максимальных оборотах (6000). После чего испытуемый образец полностью перебирается и происходит оценка его надёжности визуально.
Пройдя все испытания, новенький автомобиль практически не требует обкатки, хотя эта процедура подробно описывается в инструкции по эксплуатации. Очевидно это и дополнительная перестраховка, да и после капитального ремонта мотора без процедуры притирки пар уже не обойтись.
Рассматривая вопрос долговечности моторов, следует учитывать, что ресурс дизельного двигателя для поддержания его на достаточно высоком уровне требует использования деталей более прочных, чем для бензиновых аналогов. Как бы ни была привлекательна конструкция мотора, применяющего трёхгранный ротор-поршень в виде треугольника Рело, пока он не нашёл широкого применения. Дело в том, что ресурс роторного двигателя гораздо ниже, чем у его сородичей из разряда ДВС.