Ремень безопасности — это специальное устройство, обеспечивающее водителю и пассажирам безопасность во время движения. Представляет собой эластичную ленту, удерживающую человека на его сидении в случае аварии.
Изобретено это приспособление было более полувека назад и с тех пор претерпело значительные изменения. Первые ремни безопасности были не слишком-то удобными, так как они не были эластичными, и их длину приходилось регулировать вручную. Только в последние несколько лет они стали оснащаться инерционными катушками, регулирующими длину и положение ремня в зависимости от фигуры пристегивающегося человека.
Основной проблемой ремней прошлого была их недостаточная безопасность — поскольку длина обычно выставлялась «с запасом», при аварии пристегнутый человек мог получить травму, ударившись непосредственно об ремень или выскользнув из-под него.
Современный же ремень безопасности после пристегивания сам утягивается до нужной длины, а при аварии аккуратно прижимает человека к креслу, что предотвращает возможные травмы.
Согласно статистике, в 70% аварий ремни безопасности спасают людям жизни. Разумеется, при ДТП, происходящем на большой скорости, вероятность выжить чрезвычайно мала. А при столкновении с неподвижным объектом со скоростью, превышающей 80 км/ч ее вообще почти нет — ведь на такой скорости при резкой остановке происходит сильная перегрузка, в результате которой внутренние органы человека получают несовместимые с жизнью повреждения.
К сожалению, в настоящее время очень большое количество людей считает, что ремень безопасности — это никому не нужное излишество, особенно в машинах, оснащенных подушками безопасности. И что в определенных ситуациях ремень безопасности может стать причиной смерти — например, если машина будет гореть или тонуть. Часто приводят и пример, когда при аварии не пристегнутый водитель вылетал в лобовое стекло и оставался жив, а его сидение оказывалось смято в гармошку.
На самом деле, шанс выжить без ремня безопасности очень мал. Чтобы доказать это, нелишним будет описать все, что происходит с непристегнутым человеком после столкновения при скорости около 80 км/ч.
В первые 25 тысячных (!) секунды бампер автомобиля вдавливается, а на момент остановки сидящие внутри люди еще продолжают движение с той же скоростью. Причем водитель двигается в сторону руля и спустя 44 тысячных секунды врезается в него грудью, в результате чего ломается или руль, или грудная клетка — второй вариант более вероятен.
Сразу после этого водитель ударится о приборную панель, причем сила этого удара составит 9 тонн! Если и после этого он останется жив, его, как и переднего пассажира, наверняка добьет страшной силы удар о лобовое стекло, в результате которого он получит несовместимое с жизнью повреждение черепа.
Если же водитель повис на руле и не долетел до стекла, то уже через 0,1 секунды после аварии он будет отброшен на сидение, причем, вероятнее всего, уже мертвым. Понятно, что какая бы ни была у водителя реакция, ничего сделать он просто не успеет, а пристегни он ремень безопасности, трагедии могло бы и не быть.
И, конечно, нельзя забывать о безопасности детей. При аварии, даже незначительной, они всегда получают более серьезные повреждения. Пристегивать их взрослым ремнем бессмысленно, так как он может лишь нанести дополнительные травмы.
Разумеется, совсем маленькие дети должны ездить в специальных креслах, ну а для ребятишек в возрасте 9-14 лет существуют специальные ремни. Ремень безопасности для детей отличается более удобными, мягкими и широкими полосами и несколько другим типом крепления.
А для взрослых, обеспокоенных не только безопасностью, но и комфортом, придуман трехточечный ремень безопасности. Он имеет V-образную форму и обеспечивает равномерное удержание тела на уровне таза, грудной клетки и плечевого пояса.