Пока ребенок находится в детском саду, его жизнедеятельность протекает в соответствии с регламентированным распорядком. Чередование учебных занятий и подвижных игр, отдыха и активного бодрствования помогает избежать нервного переутомления малышей. В зависимости от возраста, дети осваивают те или иные навыки самообслуживания, учатся культурному общению. В этой статье мы рассмотрим особенности проведения режимных моментов в средней группе.
Основные принципы организации
Важно, чтобы ребенок в детском саду не только развивался, но и удовлетворял свои потребности в активных движениях, еде, своевременном отдыхе и т. д. Планирование режимных моментов в средней группе основано на исследованиях детской физиологии. Учитываются возрастные особенности воспитанников.
В основу режима положены следующие принципы:
- Ритмичность. Виды деятельности сменяются в соответствии с внутренними циклами, свойственными ребятишкам 4-5 лет.
- Цикличность. Постоянный график приводит к формированию привычки, снимает нервное напряжение.
- Чередование отдыха и активного времяпрепровождения. На протяжении дня подвижные забавы сменяются спокойными играми, учебные занятия — художественной деятельностью, бодрствование — сном.
- Гибкость. Если ребенок устал, у него должна быть возможность уединиться. Если он проснулся слишком рано, его включают в тихие игры с книжками и игрушками.
- Постепенность. Дошкольников не торопят, дают возможность довести начатое дело до конца самостоятельно.
- Индивидуальный подход. Некоторым ребятишкам (например, новичкам) требуется дополнительная помощь, особое внимание. Воспитатель потихоньку включает их в общий ритм.
Планирование дня: первая половина
Пребывание ребенка в детском саду можно разбить на два периода. Первая половина дня — это время, предшествующее тихому часу. После него начинается вторая половина дня, заканчивающаяся уходом ребятишек домой.
Перечислим режимные моменты в средней группе (по ФГОС), проводимые в первой половине суток:
Утренний прием
Согласно плану режимных моментов, в средней группе день начинается с прихода ребятишек в детский сад. Задача воспитателя — радостно встретить их и включить в интересные игры с товарищами. Некоторые малыши с трудом отпускают родителей. Их нужно отвлечь: разыграть сценку при помощи игрушек, показать распустившийся цветок, предложить поухаживать за растениями.
Хорошей традицией станет проведение утреннего круга. Он включает в себя следующие элементы:
- Приветствие. Ребятишки обнимаются, стоя в кругу, радуются утру, говорят добрые пожелания, передавая «волшебный» предмет.
- Игра (она может быть посвящена времени года, погоде за окном или направлена на создание хорошего настроения).
- Обмен новостями. Дети рассказывают о любых событиях, случившихся с ними. Можно передавать игрушку по кругу или оформить эту часть как интервью, использовав игрушечный микрофон.
- Планирование дня. Воспитатель рассказывает о том, чем займутся ребята сегодня, выслушивает их пожелания. Для выбранной ими деятельности выделяется 15 минут после полдника.
Зарядка
Чтобы дети окончательно проснулись, были бодрыми и активными, проводится утренняя гимнастика. Этот режимный момент в средней группе предусматривает обязательное включение бега, ходьбы с разными построениями (врассыпную, парами, гуськом), подскоков. Общеразвивающие упражнения чаще всего проводятся в кругу.
Темп должен быть бодрым, без долгих пауз. Его задает музыка. Воспитатель дает короткие и четкие объяснения в начале выполнения упражнений, сопровождая их показом. В этом возрасте надо учить детей двигаться в одном темпе, правильно держать корпус. В комплексе могут быть задействованы различные предметы: мяч, кегли, мягкие кубы. Менять упражнения стоит каждые 1-2 недели.
Режимный момент «умывание»
В средней группе у детей уже сформированы элементарные навыки самообслуживания. Они умеют мыть руки до локтя и лицо. Воспитатель следит, чтобы ребятишки подходили к умывальникам по очереди, не толкались. Большое внимание уделяется аккуратности. Дети должны предварительно заворачивать рукава, не брызгать воду на стены и на пол, смывать мыльную пену под краном, тщательно закрывать его после окончания процедуры. Вытирать руки надо своим полотенцем насухо, а затем вешать его на место.
Воспитатель рассказывает детям о важности личной гигиены, о микробах. Сделать процесс интересным помогут стихи и загадки, а также введение игрушечного персонажа, который не умеет умываться. Дети должны знать, что руки моют после визита в туалет, а также после возвращения с прогулки, перед завтраком, обедом. Стоит обращать внимание и на аккуратность прически. Если после игр ребенок ходит растрепанный, воспитатель помогает ему причесаться, переплетает косички. Нужно донести до детей, что нельзя пользоваться чужой расческой или полотенцем.
Одевание
Воспитатель старается создать спокойную, доброжелательную атмосферу во время проведения того или иного режимного момента. Детей средней группы нельзя торопить, когда они собираются на прогулку или готовятся ко сну. В то же время им не дают отвлекаться на игры или разговоры.
Ребятишек учат:
- располагаться рядом с личным шкафчиком;
- помнить о порядке надевания вещей, который можно повесить на стену в раздевалке;
- самостоятельно справляться с пуговицами;
- выворачивать одежду на лицевую сторону;
- правильно обуваться, используя специальную ложечку;
- аккуратно складывать вещи при раздевании;
- чистить и сушить одежду, если это требуется.
Дошкольникам 4-5 лет не всегда удается завязать шнурки или застегнуть молнию. В таком случае они должны уметь вежливо попросить воспитателя о помощи и поблагодарить за нее.
Дежурство по столовой
Этот режимный момент в средней группе воспитывает у детей ответственное отношение к порученному делу, стремление заботиться о своих друзьях. Дежурные облачаются в фартуки и поварские колпаки, что создает дополнительную мотивацию. Каждый ребенок накрывает свой стол. Количество обязанностей значительно увеличивается, по сравнению с младшей группой. Дежурные учатся правильной сервировке, раскладывают столовые приборы, в том числе ножи, расставляют хлебницы, чашки, блюдца, наполняют вазочки салфетками. Их действиями руководит помощник воспитателя.
После обеда ребятишки убирают хлебницы, салфетницы и тарелки, сложенные стопкой, аккуратно сметают крошки, вдвоем сворачивают скатерть. Воспитатель постоянно подчеркивает важность такой работы. Остальные дети, пообедав, благодарят не только повара, но и дежурных. При правильном подходе дошкольники с удовольствием выполняют подобную работу и к концу года справляются с ней без помощи взрослых.
Прием пищи
Важно, чтобы дети положительно относились к режимным моментам. В средней группе приему пищи предшествуют спокойные игры или уборка игрушек. Воспитатель может рассказать детям о вкусных блюдах, которые приготовили для них заботливые повара, загадать загадки про них. Все это возбуждает аппетит.
Ребятишки уже умело орудуют вилкой и ложкой. Их учат культуре поведения за столом. За него нельзя садиться с грязными руками. Спину необходимо держать ровно, есть аккуратно. Некрасиво жевать, открыв рот, проливать суп или компот на скатерть, крошить хлеб. Если малыш испачкался, ему предлагают вытереться салфеткой. По окончании еды все дружно задвигают стулья, благодарят обслуживающий персонал и дежурных, полощут рот.
Усвоить эти правила помогают специальные сказки, стихи, разыгрывание историй про невоспитанного мишку, который не умел есть аккуратно. Закрепить правильное поведение призвана похвала и поощрение воспитателя.
Образовательная деятельность в средней группе
В режимные моменты включаются специальные занятия по математике, музыке, физкультуре, развитию речи, рисованию и т. д.
При этом учитываются следующие моменты:
- Ребятишки пятого года жизни способны воспринимать новую информацию не более 20 мин.
- До обеда проводятся 2 занятия. Пару раз в неделю после полдника можно поставить еще одно занятие (физкультура, театральный кружок, музыкальные игры).
- Математика, а также развитие речи — предметы, предполагающие высокую нагрузку на интеллект малыша. Их нельзя совмещать в один и тот же день.
- Математику лучше поставить в середину недели, чтобы в понедельник и пятницу не нагружать дошкольников.
- Дети должны учиться, играя. Если занятие проходит за столом, в середине обязательно проводится занимательная физкультминутка. Между двумя уроками юным ученикам дают побегать 10 минут.
Прогулка
В холодное время года на этот режимный момент в средней группе отводится 4 часа. Летом дети гуляют целый день, заходя в группу только для еды или сна. Чтобы занять ребятишек, на улицу выносится инструментарий:
- предметы для уборки участка (ведра, веники, лопаты, совки);
- игрушки (мячи, наборы для песочниц, детские лопатки, кегли, скакалки);
- маски или шапочки животных, необходимые для организации подвижных игр.
Традиционно на прогулке дети:
Воспитатель оставляет время для самостоятельной деятельности детей. Во время нее проводится индивидуальная работа с отдельными воспитанниками.
Тихий час
Пока дошкольники посещают туалет, раздеваются и аккуратно складывают одежду на стульчиках, помощник воспитателя проветривает спальню. В период подготовки к тихому часу нельзя шуметь, ругать детей. Ребятишкам может потребоваться 20-30 минут, чтобы заснуть. Те, кто бодрствует, не должны мешать своих товарищам.
Настроиться на сон помогает спокойная музыка, колыбельная песня, добрая сказка. Взрослые должны постоянно находиться в спальне. Если ребенок внезапно проснулся, он должен вести себя тихо. Разрешается встать, сходить в туалет, попить воды.
Правильная организация режимных моментов в средней группе приводит к тому, что дети становятся более самостоятельными. У них появляется стремление к поддержанию порядка, вырабатывается привычка к вежливому общению с другими людьми. Все это — основы культуры, без которых невозможно формирование воспитанной личности.