Многие родители хотят научить ребенка читать за короткий промежуток времени, но не знают, как это реализовать. Сегодня в помощь им предлагается ребус-метод. Благодаря ему малыш быстро осваивает то, на что раньше в школах уходило более года. А самое главное, что ребус-метод Льва Штернберга основан на игре интересной и увлекательной, поэтому детям нравится заниматься.
- Почему пропадает любовь к чтению
- Когда обучение – веселое развлечение
- Правила игры «Ребус-метод». Шаг первый
- Ошибки, которых следует избегать во время обучения по ребус-методу
- Подписи к ребусам-картинкам
- Шаг второй: читаем двусложные слова по ребусам-картинкам
- Шаг третий: читаем ребусы из картинок и букв
- Шаг четвертый: пишем сами слова
- Шаг пятый: чтение трех- и четырехсложных слов
- Ударения в словах
- Нужно ли учить детей читать до школы
- Как хорошо уметь читать!
Почему пропадает любовь к чтению
Как же дети обожают сказки! Каждую новую книжку ждут с нетерпением. Потом с замиранием сердца прикасаются к ней… А вечерами слушают, как кто-то из взрослых читает им новые истории. И мечтают поскорее научиться понимать, что же написано в книгах.
Но не все так просто. Если выучить названия букв обычно не составляет труда, то научить ребенка соединять буквы в слоги бывает довольно сложно. На это уходит много сил, нервов и времени.
И малыш разочаровывается, злится, у него не получается сразу понять, как это происходит, поэтому он начинает… тихо ненавидеть чтение и даже сами книги. Неудачи не всегда стимулируют к их преодолению, особенно детей. Поэтому терпение родителей крайне важно.
Когда обучение – веселое развлечение
Ребус-метод очень похож на игру. Практически все малыши с трех лет быстро понимают, что от них требуется. Поэтому процесс обучения не напрягает их, а превращается в развлечение, где ребенок получает только положительные эмоции.
Ребус-метод не загружает мозг малыша пока еще труднодоступной для него информацией. То, что взрослым кажется простым и понятным, ребенку видится запутанным.
Например, малышу сложно выделить в слове первый звук. Он считает, что «кошка» начинается не с «к» (хорошо еще, если взрослые не требуют назвать правильно букву — «ка»), а с «ко». А как же иначе, ведь при произношении губки его сразу же складываются колечком еще до того момента, как сработает задняя часть язычка, щелкнув при звуке [к].
Ребус-метод основывается как раз на этой особенности детей. И не стоит бороться с ней. Лев Штернберг советует положить именно ее в основу обучения. Не ломая представления ребенка о звуках в словах, он «идет на поводу» у детского восприятия, подчиняя его своей цели.
Правила игры «Ребус-метод». Шаг первый
Задание довольно простое. Нужно, чтобы дети выделили в словах первое звуковое слияние. Малыши легко справляются с заданием, ведь они именно так и делают всегда.
Итак, ведущий называет слово – дети отвечают ему, произнося сочетание первых звуков.
Например:
- курица – [ку];
- шишка – [шы];
- ваза – [ва];
- роза – [ро].
Эта игра детям очень нравится. Чтобы она не наскучила, можно поменяться ролями: пусть ребенок называет слово, а взрослый в ответ будет произносить начальное звуковое слияние.
Ошибки, которых следует избегать во время обучения по ребус-методу
Не стоит называть сочетания звуков слогами, поскольку это будет неправильно. Некоторые слоги заканчиваются на согласный звук (рак, сок). А метод Штернберга предполагает называть только слияние звуков, заканчивающихся на гласном: рак – [ра]; сок – [со].
Не следует просить ребенка назвать первые два звука – иногда их может быть три и даже четыре: тряпка – [тря]; встреча – [встре]. Есть вариант, когда выделяется один звук: акула – [а]. А иногда в слиянии выступают два, которые на письме обозначаются одной буквой: яблоко – [йа].
Конечно, не нужно загружать малыша всей этой информацией. Достаточно просто избегать определения «двух начальных звуков».
И последнее условие, которое следует учитывать взрослым. Слова для игры подбираются те, в которых первый гласный звук — ударный. Малышу непонятно, почему в слове «дорога» первое звуковое слияние [до], а не [да], ведь ему слышится именно так.
Подписи к ребусам-картинкам
Поскольку метод предполагает обучение чтению, то есть воспроизведению вслух написанного на бумаге (или мониторе, что сегодня одно и то же), то следует использовать не только устные упражнения, но и варианты работы, где задействовано зрение. Поэтому на этом этапе лучше использовать картинки с ребусами.
Для детей 6 лет, конечно, не составит труда составлять двух- и трехсложные слова, воспринимая задание на слух. Но более продуктивным будет обучение с участием зрительной памяти.
Поэтому на картинках, которые показывают детям, рекомендуется делать подписи с буквами, указывающими на слияние звуков. Постепенно в голове малыша образуется неразрывная связь.
Например, подпись на картинке «ма» накрепко соединится с произносимым вслух слиянием звуков [ма]. А сочетание букв «л» и «ю» в мозгу будут восприниматься как слоговое звучание [л’у] (апостроф в транскрипции обозначает мягкость согласного звука, но эта информация дается здесь исключительно для взрослых).
Шаг второй: читаем двусложные слова по ребусам-картинкам
Освоив способ выделения первого звукового слияния в словах, можно переходить к следующему этапу. Методика обучения чтению по Штернбергу предполагает «прочитывать» по картинками целые тексты. Начинать, конечно, стоит с коротких двухсложных слов.
Играть можно с использованием карточек с картинками. За каждый правильный ответ можно давать игроку цветной картонный кружочек – очко. Если участников много, в конце стоит подсчитать количество набранных баллов и выбрать победителя. Но наградить нужно обязательно всех участников, чтобы впечатление от игры было положительным.
Ведущий показывает две карточки с нарисованными на них масками. Игрок выделяет начальные слияния, соединяет их и получает слово «мама». Затем ведущий показывает две карточки с пальмами. Участник дает ответ – «папа».
Дальше можно переходить к словам, состоящим из разных слогов:
- каска — шар – каша;
- курица — маска – кума;
- туфли — чайник – туча.
Шаг третий: читаем ребусы из картинок и букв
Если ребенок знаком с азбукой, можно составлять ребусы, в составе которых присутствуют не только картинки, но и буквы.
На этом этапе стоит предложить ребенку прочитать слова:
- маска — й — каска – майка;
- маска — р — каска – марка;
- курица — ч — каска – кучка;
- печка — туфли — х – петух.
Шаг четвертый: пишем сами слова
Пора приступать к более сложному этапу. Это составление слов самостоятельно из предложенных карточек. Ведущий называет слово, а малыш подбирает нужные картинки.
Здесь можно использовать дидактический материал в виде лото, где помещены изображения к тем словам, которые требуется «напечатать» картинками. Сначала нужно определить, какие это слова. Затем ребенку предоставляется свобода: он сам подбирает нужные буквенные слияния из предложенных картинок.
Если играют несколько участников, можно поставить условие: победит тот, кто первый «напечатает» все слова на своей карточке.
Шаг пятый: чтение трех- и четырехсложных слов
После того как ведущий убедится, что составление и чтение двухсложных слов детям дается легко, можно брать более трудные варианты. Например:
- майка — шина — наволочка – машина;
- бусы — майка — галстук – бумага;
- каска — репка — тапки – карета;
- майка — лист — наволочка – малина.
Не стоит пренебрегать и составными ребусами из картинок и букв:
- руки — банка — ш — каска – рубашка;
- булка — каска — ш — каска – букашка;
- роза — зебра — т — каска – розетка.
Шаг шестой — это четырехсложные слова. Работа над ними идентична описанной выше.
Ударения в словах
Это еще одна сложность русского языка. В отличие от английского, например, где ударение всегда падает на первый слог, или от французского с ударным конечным, у нас оно не привязано к положению гласной в слове.
Малышу сложно понять фразу: «Пугало пугало ворон». Ему может показаться, что существительное «пугало» просто ошибочно использовано дважды. И это вовсе не предложение, а два слова, не связанных по смыслу.
На самом же деле здесь второе слово «пугало» имеет ударение на гласный звук [а]. Поэтому это уже не повторение существительного, а глагол. Тогда у предложения появляется смысл.
То же самое происходит с предложением «Машина машина упала в лужу». Здесь в первом слове ударение падает на первый слог. Тогда становится понятным, почему вроде бы одно и то же слово написано дважды.
Поставив перед собой цель научить ребенка читать в домашних условиях, взрослый не должен игнорировать эту особенность русского языка. Тем более что понимание важности правильной постановки ударения поможет малышу в будущем.
Не следует пока произносить это определение. Можно просто сказать, что некоторые звуки произносятся в словах сильнее других. А чтобы было удобнее читать, картинки, звуковые слияния из которых являются ударными, можно брать в красный кружок.
Нужно ли учить детей читать до школы
Некоторые взрослые ошибочно считают, что не стоит пытаться делать это раньше времени. Они выдвигают причиной тому факт, что в школах у учителя есть специальная методика. И при попытке научить ребенка читать в домашних условиях можно пойти по неверному пути. В результате малышу будут привиты неправильные навыки, которые создадут в дальнейшем сложности. Так ли это? Давайте разберемся.
Школьная программа так составлена, что дети сразу изучают названия букв и звуки, которые они дают. Эта информация уже довольно запутанная. Не все быстро понимают, почему буква, которая называется «эр», дает звук [р], а «эль» — [л].
Трудно преодолеть барьер под названием «слияние букв». Это сейчас взрослому понятно, что «п» и «а» читается как «па». Малыш произносит «п» в два звука, у него получается [пэ]. Следовательно, и слияние выходит неверное — [пэа]. А уж почему «эль» и «ю» следует читать как [лю], а не [лэйу] или [лью], понять и вовсе трудно.
И уж совсем тяжело разобраться ребенку с тем, что часть звуков является гласными, а часть – согласными. А ведь эту информацию первоклассники получают практически на первом уроке. Неподготовленному ученику, не умеющему читать, делать сегодня в первом классе нечего: он будет просто сидеть, бесполезно силясь понять хотя бы что-то, злиться на себя и весь мир. После такого тяжелого нравственного испытания ходить на занятия вовсе расхочется. Да и учиться читать, кстати, тоже…
Вот поэтому Лев Штернберг и большая часть учителей настаивают на том, что осваивать навыки чтения можно и нужно еще задолго до первого урока в школе. Только делать это следует правильно.
Как хорошо уметь читать!
Конечно, складывать слова из картинок назвать навыком чтения можно с большой натяжкой. Но постепенно можно заменять некоторые карточки сочетаниями букв. Например, часто используемые картинки с майками уже можно не использовать.
Но сначала все-таки стоит сделать карточку-подсказку. На ней сверху помещается картинка-пиктограмма с подписью, а затем закодированные слова, в которых известное слияние (в данном случае «ма») записано буквами.
Затем со стола совсем убирают все карточки с изображением майки. А вместо них высыпаются другие. На них записано сочетание букв «м» и «а». Малыш уже знает, что это читается как [ма]. Можно пробежаться по уже выполненным заданиям, но составлять или читать слова, где изображение майки заменяется карточкой с надписью.
Постепенно вводятся и другие буквенные замены карточек. Это усложнение должно проходить без ускорения, особенно в тех случаях, когда ребенок испытывает заметные затруднения при чтении.
Очень важно соблюдать видимость игры, чтобы малышу было всегда интересно заниматься чтением. Это основной закон ребус-метода. Отзывы родителей после таких занятий самые положительные. Дети начинают читать в рекордно короткие сроки!