Трудно сказать, когда именно заявил о себе двигатель 402. Его предшественники начали выпускаться в середине 50-х, от них он получил достаточно много, в том числе простоту и надежность конструкции. Его ремонт можно проводить в обычном гараже, обладая лишь базовым набором инструментов. Естественно, ремонт двигателя 402 должен проводиться на чистом рабочем месте, особенно если он капитальный. Надо сказать, что ресурс его, в отличие от иных отечественных агрегатов, немного переваливал за 50 000 км пробега, поэтому он был настолько популярен.
С начала производства двигатель 402 устанавливался на модели «Волга», затем перекочевал на «Газель», где довольно неплохо прижился благодаря отменным характеристикам. Здесь они не ограничены объемом в 2,5 литра или мощностью в 100 лошадиных сил. Дело в том, что в сочетании с коробкой передач и мостом, которые агрегатировались на данный автомобиль, он обладал идеальными тяговыми свойствами, которые никоим образом не отражались на расходе топлива. Конечно, многие могут посчитать, что для среднего грузовика 12 литров бензина на сто километров – это много, но владельцы так не считали.
Естественно, идеальных двигателей не бывает, и тут есть свои недостатки. Самый большой – это набивка на заднем подшипнике коленвала, которая представляет собой войлок, пропитанный графитом. Кроме того, для прочности в структуру вставлена тонкая бронзовая проволока. Таким образом, при достижении 3000 оборотов и выше двигатель попросту выгоняет масло, поэтому за его уровнем постоянно приходится следить. Многие владельцы считают, что двигатель 402 можно исправить, заменив эту набивку с другого автомобиля и залив в него полусинтетическое масло: так вот, кому-то данный способ помогает, кому-то – нет.
Еще один недостаток, которым обладает двигатель 402, это его клапанный механизм, который имеет нижнее расположение распределительного вала. Здесь очень много сопрягающихся деталей, поэтому штанги с толкателями создают довольно много шума, да и о нарушении теплового зазора в приводе клапанов тоже стоит упомянуть. Из-за этого требуется постоянная регулировка клапанов. 402 двигатель способен на очень неплохие результаты. Но речь идет о низких оборотах, поскольку такая конструкция ГРМ обладает внушительной массой. Именно поэтому оборотистым двигатель 402 никак назвать нельзя.
Человек так устроен, что ему постоянно нужно больше, сколько бы он ни имел. Поэтому многие владельцы данного «аппарата» стараются получить от него больше мощности, не жалея при этом ни сил, ни денег. Ярким примером такого желания стала установка инжектора на данный мотор, а так же установка зажигания с ЗМЗ 406, которая принципиально отличается. Но все эти старания не стоили того, что получалось в конце.
Официально двигатель 402 был снят с производства в 2006 году. На смену ему пришел вышеуказанный агрегат, который превосходит его по всем параметрам, кроме того, 50 лет – как-то многовато для одной модели. Конечно, какие-то изменения, по сравнению с предшественниками, были, но они не стали кардинальными. Но что уж там говорить, некоторые американские компании по сей день практикуют производство двигателей такого типа, а детали на него можно встретить в любом автомагазине, хотя уже 7 лет прошло.