На фестивале «Мариинский», проходящем на Дальнем Востоке уже в пятый раз, Валерий Гергиев представил четыре новых программы: «Дона Карлоса» (Верди), концертное исполнение третьего акта «Нюрнбергских мейстерзингеров», «Сельскую честь» (Москаньи) и оперу «Огненный ангел» (Прокофьев).
Во Владивосток Гергиев прибыл из Томска, где выступал вместе с оркестром на Пасхальном фестивале, перенесенном в этом году из-за коронавируса. После этого маэстро с коллективом отправится в Красноярск, Нижний Новгород и родной Петербург.
Испытания для слушателей
Из-за пробок на дороге и задержки рейса «Огненный ангел» на Приморской сцене начался на полтора часа позже назначенного времени. При этом публика не стала возмущаться, безропотно ожидая прихода маэстро и начала редкой для этого края оперы.
Слушателям предстояло еще одно испытание – сложную оперную партитуру пришлось воспринимать без антрактов. Несмотря на это, зал проявил максимальную выдержку и такт, выслушав в идеальной тишине историю из шестнадцатого века о Ренате, сочиненную В. Брюсовым. Девушка активно искала ангела Мадиэля, воплотившегося в земного мужчину Генриха. Но как только Рената возжелала его плотски, а не духовно, он ушел.
Возобновление спектакля
Для премьеры возобновленного спектакля 1991 года, Гергиев привез первоклассных артистов: Евгения Никитина (бас-баритон) и Елену Стихину (сопрано). На долю певцов выпало непростое испытание – петь в состоянии джетлага (рассогласования суточного и циркадного ритма человека из-за смены часового пояса). К тому же в сильно затуманенном городе держалась повышенная влажность. Но, судя по результату, недосып только усилил драйв и адреналин, положительно повлияв на интонационно-эмоциональное вживание в роль.
«Дон Карлос» Верди
Мучительный любовный треугольник Генриха, Рупрехта и Ренаты певцы мастерски разыграли в «спиритическом» вихре с очень высокими темпами. И если «Огненный ангел» показывает поиск путей избавления от навязчивой идеи, то вот в написанном Верди «Доне Карлосе» подключается важный социально-политический момент. Эта опера в первую очередь об узурпации власти, которая жестко подчиняет человека своей парадигме и лишает права выбора.
В сочинении Верди светская власть (король Филипп) отчаянно спорит с духовной (Великий Инквизитор) по поводу жизни маркиза ди Позы. Последний прогрессивно мыслит, душой болеет за судьбу Испании и мечтает о политических реформах.
Здесь главную ставку Валерий Абисалович сделал на выдающемся басе современности — Ильдаре Абдразакове, впервые выступившем во Владивостоке. Певец прекрасно воплотил на сцене образ короля Филиппа, представив его деспотичной, глубоко страдающей и рефлексирующей персоной.
«Сельская честь» и «Нюрнбергские мейстерзингеры»
В «Сельскую честь» маэстро была приглашена меццо-сорпано Екатерина Семенчук – одна из лучших современных Сантуцц. А «Нюрнбергских мейстерзингеров», из которых на фестивале был исполнен лишь третий акт, Гергиев планирует поставить в Мариинском театре. В этой опере речь идет об укреплении и возрождении национального духа.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание