Если педаль тормоза двигаться стала «мягче» (проваливаться), а ее рабочий ход увеличился, значит, в системе есть воздух. Это влияет на эффективность торможения. Прокачка тормозов просто необходима. В противном случае создание аварийных ситуаций вам гарантировано.
Прокачка тормозной системы обязательна и после любого, даже мелкого, ремонта (если было вмешательство в нее). У каждого специалиста свои «ключики» и «фишки». Мы рассмотрим основы. Прокачка тормозов потребует участия помощника.
Описанные ниже действия не могут выполняться на автомобилях, оборудованных ABS (автоблокировочной системой), поскольку для прокачки тормозной системы этих автомашин необходимы другие, специальные инструменты. В этом случае работу лучше поручить специалистам.
Существует несколько видов тормозных систем. Есть диагональные, есть параллельные. Прокачка тормозов начинается с самой дальней магистрали для того, чтобы не оставалось воздуха в системе.
Параллельная система прокачки: задняя правая и задняя левая, затем передняя правая, после — передняя левая. В диагональном же прокачка тормозов происходит несколько иначе: задняя правая, передняя левая и задняя левая, передняя правая (поскольку они находятся в отдельных контурах главного тормозного цилиндра). В случае если у вас произошла утечка жидкости на одном из контуров, то второй контур поможет остановить автомобиль. Эффективность торможения при этом значительно упадет, однако при включенных аварийных сигналах вы сможете добраться до ближайшей СТО, устранить неисправность и прокачать тормоза.
Первое. В случае, когда воздух попадает в систему по причине спада уровня жидкости в питательном бачке или когда тормозные трубки отделились от главного цилиндра, прокачивать нужно тормозные узлы (все четыре).
Второе. Когда тормозная трубка отделилась лишь у колеса, то и прокачивать надо только этот суппорт либо же тормозной рабочий цилиндр.
Третье. В случае отделения тормозной трубки где-то между главным цилиндром и одним из тормозов прокачивать следует часть системы, обслуживающуюся разъединенной трубкой.
Ну а теперь — сам ход работы, цель которой — сбросить остаточный воздух (блок тормозного усилителя) путем многократных нажатий на педаль тормоза. Двигатель, естественно, должен быть заглушен.
Снимаем крышку с бака главного цилиндра и заполняем его тормозной жидкостью. Устанавливаем крышку на место. Не экономьте на жидкости! Покупайте только высококачественную!
Готовим сосуд (прозрачный, чистый), кусок трубки (из пластика либо из резины), подходящий к штуцеру прокачки по диаметру (он должен плотно натягиваться), тормозную жидкость, гаечный ключ.
Начинаем с заднего правого колеса. Ослабляем слегка штуцер прокачки и зажимаем его в том положении, которое позволит его быстро ослабить.
Один конец подсоединяем к штуцеру прокачки (насаживаем), второй — погружаем в подготовленный прозрачный контейнер с тормозной жидкостью.
Теперь в работу вступает помощник. Он должен нажимать педаль тормоза медленно несколько раз для создания давления в системе и удерживать в нижнем положении педаль.
Теперь открываем штуцер прокачки и ждем начала выхода жидкости. Нужно следить за пузырьками воздуха, выходящими из трубки, погруженной в контейнер. При замедлении потока жидкости в этой трубке штуцер зажимаем и просим помощника отпустить педаль.
Манипуляции повторяем, пока тормозная жидкость не станет вытекать чистой, без воздуха. Затем зажимаем штуцер и переходим поочередно к переднему левому колесу, к левому заднему и к переднему правому. Процедура всякий раз повторяется. Постоянно проверяйте уровень жидкости в баке главного цилиндра.
По окончании бак главного цилиндра заполняем жидкостью. Проверяем функционирование тормозов. Если есть провалы, прокачка тормозов повторяется. Педаль должна быть упругой.
Важно: повторно тормозная жидкость не используется!