Программа утилизации

Отгремела программа утилизации старых авто, которую в правительственных кругах называли экспериментом по стимулированию продаж нового автотранспорта. С момента старта этого неординарного события в марте 2010 года, и до конца 2011, когда оно закончилось, контролирующие органы выдали желающим улучшить свои «транспортные условия» 600 тысяч сертификатов. Государству это мероприятие обошлось в кругленькую сумму — 30 млрд. рублей.

Для тех, кто не слышал что это за программа утилизации такая, расскажем вкратце. Тому автовладельцу, который, имея в своем распоряжении машину старше 10 лет, желал купить новое транспортное средство, государство выдавало скидку в 50 000 рублей на приобретение нового автомобиля при условии, что он сдаст на свалку старый.

Когда СМИ сообщили о том, что программа утилизации авто запущена, автолюбители на подержанных и очень подержанных «Жигулях» выстраивались в очереди в автосалоны за заветным сертификатом. Причем размеры этих очередей были настолько большими, что всем пессимистам, предрекавшим программе бесславную кончину, осталось только развести руками, успех был слишком очевиден.

Но тема успеха требует все же более тщательного к себе внимания. Когда программа утилизации впервые была представлена общественности, ее главными целями были заявлены:

  • помощь российскому автопрому вообще и АвтоВАЗу в частности;
  • обновление устаревающего автопарка России и ликвидация опасного для окружающих автохлама.

Если с первой частью получилось как нельзя лучше, ведь более 80% сертификатов покупатели обменяли на новые автомобили предприятия АвтоВАЗ, то со второй вышло не совсем так, как планировали составители документа. Так как ни полиция, ни Министерство промышленности контролем за утилизацией озаботиться не захотели, некоторые записавшиеся в «утилизаторы» компании, получив от населения транспорт, тут же принялись распродавать его за бесценок. Летом 2011 года за старенькие «Жигули» без документов просили не более 10 тысяч, и таксисты расхватывали их, как горячие пирожки: все равно больше года на такой работе машине не выдержать, а выкинуть не жалко. Были и скандалы, куда же без них. Многие автомобилисты по всей стране, сдав свою «ласточку» на утилизацию нечистым на руку бизнесменам, вместо сертификата установленного образца получали невнятно составленную бумажку, которую ни один автосалон принимать в обмен на новую машину не хотел. Но когда возмущенные граждане возвращались обратно в эти (в кавычках) пункты утилизации, их встречал пустой офис. Прихватив все сданные людьми машины, дельцы испарялись.

Несмотря на все эти недостатки, связанные с плохим менеджментом, все же в главном программа утилизации старых автомобилей сработала. Благодаря ей очень многие автолюбители смогли заменить безнадежно устаревшую и рассыпающуюся модель «Жигуленка» или «Москвича» на совершенно новую ВАЗовскую «Ладу» или любую другую модель по выбору. А Минпромторг до сих пор получает письма с просьбами возобновить программу.

В конце зимы представители Министерства промышленности сообщили, что и в этом году тоже может заработать обмен старого транспорта на сертификаты. Дело в том, что в министерстве считают задачи обновления автомобильного парка и стимулирования выпуска продукции автозаводами своими приоритетами.

Кстати, кроме уже хорошо себя зарекомендовавшего способа с утилизацией, готовятся и другие варианты стимулирования замены устаревающей техники. Обсуждается изменение системы транспортного налога, при котором экологический класс автомобиля станет важным элементом при расчетах. Этим путем идут в европейских странах, и там все отлично работает: владельцы транспорта, не соответствующего нормам, платят намного больше, чем те, у кого все в порядке с экологией. Следовательно, стараются избавляться от обременяющего их движимого имущества всеми доступными способами.

Но пока это все только в проектах, а программа утилизации уже работает. И если устранить все «лазейки» и недостатки, выявленные в первые годы ее реализации, она вполне способна стать локомотивом положительных изменений в автомобильной жизни страны.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.