Принцип работы термостата в автомобиле: схема, устройство и рекомендации

Легковые автомобили

Каждый день мы сталкиваемся с необходимостью регулировки температуры воды. Для таких целей придуман смеситель с термостатом. Принцип работы его очень простой. Но сегодня мы поговорим о том, как работает термостат в автомобиле. Это очень важная деталь, которая поддерживает нормальный температурный диапазон охлаждающей жидкости. В качестве последней не всегда используется вода. Сейчас эту функцию выполняет более технологичный антифриз или тосол.

Устройство механизма

Это очень маленькая деталь, которая помещается в ладонь. Состоит она из корпуса, штока, входных, выходных патрубков, а также резиновой камеры. В качестве рабочего вещества используется восковый наполнитель. Да-да – именно на воске основывается принцип работы термостата ВАЗ и многих других автомобилей. Принцип работы термостата в автомобиле: схема, устройство и рекомендацииПомимо прочего, в конструкции также имеется возвратная пружина, уплотнительное кольцо, тарелка клапана и направляющий элемент. Схему данного механизма вы можете увидеть на фото выше.

Функции

Термостат (принцип работы его рассмотрим далее) служит для регулирования температуры охлаждающей жидкости в системе. Элемент выполняет сразу несколько задач:

  • Поддержание нужного теплового режима двигателя.
  • Ускорение прогрева силового агрегата.

Принцип работы термостата

Как мы уже сказали ранее, в его основе лежит термоэлемент — восковый наполнитель. Именно он руководит движением клапана. В устройстве элемента нет электроники – все управляется механически. Итак, какой же принцип работы термостата? Принцип работы термостата в автомобиле: схема, устройство и рекомендацииКогда двигатель запущен, клапан элемента находится в закрытом состоянии. Таким образом помпа циркулирует жидкость только по малому кругу, минуя основной радиатор. Это обеспечивает быстрый прогрев двигателя. Как только температура достигла заданной отметки (это может быть 70-85 градусов, в зависимости от модели и типа авто), вещество начинает плавиться. Под действием пружины открывается клапан. В результате тосол начинает идти и на радиатор, который обеспечивает охлаждение жидкости.

После того как автомобиль прекратил свою работу, температура антифриза начинает падать. Когда она достигнет определенной отметки (ниже 70 градусов), клапан закроется. Таким образом система будет подготовлена к «холодному» старту, где двигателю обеспечится быстрый прогрев. Принцип работы термостата в автомобиле: схема, устройство и рекомендации

Стоит отметить, что закрывается и открывается клапан не сразу. Принцип работы термостата в автомобиле устроен таким образом, что элемент может открываться лишь наполовину. Обычно это диапазон в 70-80 градусов. В полной мере он откроется лишь при температуре свыше 95 градусов. Таким же образом клапан и плавно закрывается.

О неисправностях

Отметим, что данный механизм отличается высокой надежностью и неисправности, связанные с термостатом, являются большой редкостью. Принцип работы термостата в автомобиле: схема, устройство и рекомендацииПервая проблема – это постоянно открытый клапан. В таком случае жидкость будет проходить через основной радиатор постоянно, даже при холодном запуске. Проблема чревата длительным прогревом автомобиля, особенно в зимнее время.

Вторая проблема – постоянно закрытый термостат. В отличие от первой, данная неисправность отчетливо проявляется как в зимнее, так и в летнее время. Признаки поломки – слишком быстрый прогрев мотора и перегрев. Стрелка не держится в зеленой зоне и начинает стремительно уходить в красную шкалу, за 110 градусов. Перегрев – очень опасное явление для двигателя. Поэтому, если машина начала кипеть, глушите мотор и на буксире двигайтесь к месту ремонта (либо с длительными паузами направляйтесь самостоятельно, контролируя за стрелкой датчика на панели приборов). Следующая проблема – слишком раннее открытие. Это явление тоже приравнивается к неисправности и возникает чаще всего по причине брака. Мотор не только долго прогревается до рабочих температур, но и не достигает своего «зеленого» режима. Так, стрелка на панели не растет выше 70 градусов. А постоянная езда на холодном моторе может спровоцировать увеличенный расход топлива.

Причина поломок, методы решения

В 99 процентах причина неисправности заключатся в термоэлементе. В первом во втором случае воск могло вымыть из-за пробоя и разгерметизации камеры (либо он засох из-за времени). В третьем производитель просто не доложил термоэлемент в полном объеме либо установил некачественную пружину. Но в любом случае, единственный способ решения проблемы – это покупка и установка нового термостата. Элемент неразборной и меняется целиком. Да и стоимость его не слишком велика, чтобы принимать меры по ремонту.

Рекомендации по использованию

На отечественных автомобилях часто наблюдаются проблемы с поддержанием рабочей температуры двигателя. Причем, это может возникать даже на исправном термостате. Чтобы решить эту проблему, специалисты рекомендуют использовать разные термостаты посезонно. Например, в зимнее время ездить с элементом на 85 градусов, а в летнее – на 75. Так машина будет быстрее прогреваться зимой и не кипеть летом. Также вы не будете испытывать проблем с холодной печкой. Принцип работы термостата в автомобиле: схема, устройство и рекомендацииЕсли у вас установлен 5-дырочный термостат старого образца (это карбюраторные ВАЗ, в том числе и «девятки»), его следует заменить на более производительный, 6-дырочный. Стоимость такого механизма составляет 800 рублей. Как показала практика, с ним мотор быстро прогревается в 20-градусный мороз, прекрасно работает печка.

Как проверить?

Поскольку принцип работы термостата («Калины» в том числе) одинаковый, данная инструкция подойдет для всех автомобилей. Проверить элемент можно на месте, не снимая его. Для этого прогреваем авто до рабочих температур, глушим и щупаем патрубки в верхней и нижней части радиатора. Будьте осторожны – они могут быть горячими (используйте перчатки). Если стрелка достигла 80-90 градусов, а один из патрубков (или оба) холодный, значит, элемент заклинил и не работает. Принцип работы термостата в автомобиле: схема, устройство и рекомендацииБолее детально определить исправность элемента можно при снятии. Для этого его помещают в емкость с водой и доводят до состояния кипения. Принцип работы термостата основан на расплавлении воска, благодаря чему открывается клапан. Это можно увидеть визуально, поместив деталь в кипящую воду.

Итак, мы выяснили принцип работы термостата и основные его неисправности.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.