Причины детской «трудности»

Дети

Дети группы риска — так мы говорим о ребятах, которым с трудом дается не только учеба, но и общение в целом. Такие дети отказываются придерживаться общепринятых норм поведения, ведут себя с напускной независимостью и открыто демонстрируют свое нежелание учиться.

Причины детской "трудности"

Авторитет в детском коллективе дети группы социального риска зарабатывают угрозами или применением грубой физической силы, поэтому сами зачастую играют роль изгоев. Будучи отверженными в школьном коллективе, такие дети находят единомышленников на стороне, что рано или поздно приводит ребенка на путь правонарушений.

Как верно выстроить работу с детьми группы риска, если таковые есть в вашем классе? Как нивелировать их негативное влияние на коллектив и включить их в воспитательное пространство класса, школы, общества? В этом вам поможет индивидуальный план работы с детьми группы риска, речь о котором пойдет ниже.

Причины детской «трудности»

Среди самых распространенных причин возникновения детской асоциальности ученые называют:

  • алкоголизм одного или обоих родителей, алкогольное отравление во внутриутробный период развития;
  • психофизические факторы (нежелательная беременность и проч.);
  • осложненные роды, родовые травмы;
  • кризисные ситуации, стресс (как матери, так и ребенка).

Таким образом, становится понятно, что трудный ребенок является заложником плохой наследственности или среды обитания. Он жертва, и ему нужна помощь.

Особенности поведения детей группы риска

У трудных детей наблюдается одна или сразу несколько проблем: это трудности в освоении учебного материала, во взаимоотношении со сверстниками и учителями, непонимание и конфликты с родителями, подверженность пагубным пристрастиям и даже зависимость, проблемы с законом.

Проявлением нарушения социализации таких детей могут быть агрессивное состояние, вспышки гнева, замкнутость, плаксивость, грубость, пропуски уроков без уважительной причины и др.

Дети группы риска в школе — это, безусловно, проблема для всего педагогического коллектива. Такие дети служат негативным примером для других школьников и мешают усвоению учебного материала.

Как построить работу с детьми группы риска?

  • Шаг 1. Выяснение, кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине. Этот пункт выполняется заочно при анализе анкетных данных родителей и медицинской карты ребенка.
  • Шаг 2. Выяснение условий проживания каждого ребенка. С этой целью каждым классным руководителем проводятся обходы семей. Индивидуальный план работы с детьми группы риска будет составляться с учетом данных, полученных при таких обходах.

Причины детской "трудности"

  • Шаг 3. Совместная работа со школьным психологом. Обсуждение проблемных ситуаций, уже возникших за период обучения. Психолог должен предпринять необходимые действия с трудным ребенком (тестирование, собеседование, анкетирование). После более глубокого изучения личности психологом вырабатываются рекомендации по работе с данным ребенком (для классного руководителя, для родителей, для педагогов дополнительного образования).
  • Шаг 4. Составление карты учащегося (с указанием индивидуальных особенностей, трудностей). Карты составляются на каждого учащегося в классе. Карты детей группы риска помечаются цветным стикером для удобства работы.
  • Шаг 5. Определение формы работы с такими учащимися. Это могут быть совместные формы работы и индивидуальные. Теоретические беседы следует равномерно сочетать с практическими занятиями, экскурсиями, трудовой деятельностью.

Составление плана работы

Индивидуальный план работы с детьми группы риска составляется с учетом всех данных, собранных на предыдущем этапе. Учитывая психологические особенности ребенка, его семейно-бытовые и внутриколлективные взаимоотношения, нужно спроектировать модель личности, к которой мы стремимся приблизиться.

Причины детской "трудности"

Педагоги, проанализировав индивидуальную карту ребенка, должны постараться насытить его скудную жизнь эмоциями и переживаниями. Беседы о прекрасном на пустом месте не возымеют должного эффекта — начать нужно с похода в театр, на природу. Чувство ответственности полезно начинать воспитывать с возложения обязанностей ухаживать за кем-то, будь то младший брат или домашнее животное.

Если это необходимо, возможно внесение в план работы бесед с родителями или законными представителями ребенка. Хорошо, если родители выступают вашими союзниками, хуже, если они настроены враждебно. При любом развитиии событий педагог обязан действовать в рамках закона и придерживаться норм морали.

Индивидуальный план работы

С детьми группы риска важно правильно организовать досуговую деятельность, что не только позволит найти интересное занятие для детей во внеурочное время, но и расширит кругозор ребенка, повысит его самооценку, поможет в процессе социализации и самоопределения.

Индивидуальный план работы касается не только самого педагога, он позволяет спланировать и взаимодействие различных специалистов. Психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, библиотекарь, тренер — в таких руках ребенок не может остаться прежним. Он обязательно встанет на путь исправления, если хотя бы половина приложенных усилий дойдет до адресата.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.