Планирование воспитательно-образовательной программы — это одно из основных решений вопроса о детском дошкольном образовании. Ему необходимо уделять отдельное, важное внимание, ведь именно от данных планов зависит успех проведенных занятий. Нужно помнить, что каждый день в детском садике для малыша — это именно то время, которое должно быть проведено с пользой и интересом. Сегодня мы поговорим о том, какими должны быть детские занятия в саду, проще говоря, составим примерное планирование воспитательно-образовательной работы воспитателя с детьми.
- Пояснение к работе в первой младшей группе
- Задачи работы младшей группы
- Особенности возраста младшей группы
- Ожидаемые результаты работ в младшей группе
- Пояснительная записка работы средней группы
- Задачи средней группы
- Возрастные особенности средней группы
- Ожидаемые результаты работы
- Пояснение к работе в старшей группе
- Задачи для развития детей старшей группы
- Особенности возраста
- Ожидаемые результаты
Пояснение к работе в первой младшей группе
Данная программа способствует детскому развитию посредством объединения родительских и воспитательских усилий. Кроме того, планирование воспитательно-образовательной работы в 1 младшей группе помогает малышам познавать мир и готовить их к более взрослой жизни. Данный вид работ направлен на развитие у ребенка речевых, математических, геометрических и других навыков, которые необходимы будут малышу в будущем. Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы способствует грамотной подготовке малыша к школьной жизни.
Задачи работы младшей группы
Как уже говорилось выше, календарное планирование воспитательно-образовательной работы ДОУ имеет очень большую важность. Таким образом, у малышей формируется подготовка к основным занятиям дошкольных образовательных учреждений, и развиваются предметные и познавательные навыки, которые пригодятся в будущем.
В ходе того как происходит планирование воспитательно-образовательной работы, все воспитатели стараются удовлетворить необходимые потребности своих подопечных. Они делают упор на общение и адаптацию малыша в социуме. Кроме этого, довольно важным моментом является и график дня, с которым родителей ознакамливают заранее.
Структура планирования воспитательно-образовательной работы составлена так, что «преподаватели» учитывают даже самые незначительные особенности детского возраста в любой из детсадовских групп. Задачи развиваются в физических, эстетических, художественных, математических, логических и речевых направлениях.
Особенности возраста младшей группы
Планирование воспитательно-образовательной работы в 1 младшей группе строится с учетом всех особенностей деток 2-3 лет.
Дело в том, что первые 3 года жизни у малыша направлены исключительно на познавательную деятельность. Прожив это время, малыш становится самостоятельнее, ему становится все интересно, игры сопровождают карапуза везде и повсюду. Вот почему важно использовать различные дидактические игровые материалы для развития «юных исследователей». Они не будут скучать, им будет интересно принимать участие в той или иной деятельности.
У детей 3 лет продолжают развиваться коммуникативные способности, которые направлены на общение со взрослыми, возрастает количество понимаемых ребенком слов. Это значит, что малыш нуждается в постоянном пополнении словарного запаса. Здесь помогут дидактические речевые игры, с помощью которых детки начинают понимать рассказы и речь взрослых людей.
Кроме того, развитие в этот период получает и детская активная речь. Малыши учатся общаться друг с другом. Плюс ко всему, у них начинает формироваться мировоззрение, появляются кумиры и примеры для подражания. Важно, чтобы в этом возрасте дети были окружены положительными персонажами. Планирование воспитательно-образовательной работы в 1 младшей группе учитывает особенности развития детской речи, что позволяет успешно «продвигать» ее вперед.
Теперь немного поговорим об играх. Планирование воспитательно-образовательной работы в 1 младшей группе основано преимущественно на играх. Они носят процессуальный характер — все действия приближены к реальным с максимальной точностью. Таким образом, ребенок учится взаимодействовать с окружающей средой и внешним миром: сначала в игровой форме, а потом и в реальной жизни.
Кроме того, у деток в 2-3 года появляются художественные навыки. Как правило, самым распространенным рисунком является изображение человека. Это означает, что ребенку необходимо и важно развивать возможности в рисовании. Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы в младшей группе составлено так, что на художественные занятия отведено довольно-таки большое количество времени.
В три года у малышей формируется слуховое восприятие. Таким образом, детки учатся различать и запоминать мелодии, петь, танцевать. Планирование воспитательно-образовательной работы в 1 младшей группе включает в себя так называемые уроки «музыки», где каждый ребенок сможет получить должное развитие. Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы — это лучший способ воссоединить музыку и какие-то явления, которые непременно помогут детям в будущей ассоциации и анализе звуков.
Кроме всего прочего, в этом возрасте малыш может различать несколько предметов по форме, цвету, размеру. Для того чтобы помочь ребенку в этом непростом для его возрасте деле, воспитатели организовывают различные математико-геометрические и прочие виды игр, в которых деткам предстоит научиться отличать предметы друг от друга.
Плюс ко всему, как уже говорилось ранее, детям становится интересен окружающий мир. Для того чтобы удовлетворить данную потребность, в плане работы с младшей группой предусмотрены «мини-экскурсии». Таким образом, к примеру, «планирование воспитательно-образовательной работы (ноябрь) включает в себя детскую прогулку во двор с целью изучения осеннего окружающего мира и сбора необходимых материалов (листики, травинки и прочее) для детских аппликаций на осеннюю тему.
Ожидаемые результаты работ в младшей группе
Возраст 2-3 лет — это так называемое начало жизни малыша. В это время начинается основное развитие ребенка. Как уже говорилось, формируется речь, появляется интерес к исследовательской деятельности, появляются навыки общения со сверстниками и взрослыми, возникает математическое мышление. Проще говоря, проявляются все фундаментальные человеческие навыки.
Но не только в развитии, а еще и в характере малыша происходят изменения. У него появляется упрямство, капризы, которые составляют основные человеческие черты характера. В этот период важно воспринимать ребенка не как совсем карапуза, а как вполне здравомыслящего человека, хоть и маленького. Но все данные способности не могут возникать без непосредственного участия взрослых людей в ежедневной жизни малыша.
Таким образом, когда осуществляется планирование воспитательно-образовательной работы в младшей группе, можно выявить несколько основных желаемых результатов:
1. Познавательное развитие.
В ходе познавательного развития и предметного восприятия окружающего мира ребенком происходит формирование мировоззрения малыша. В этот период ребенок учится использовать предметы по их назначению, различая их по каким-либо признакам. Следуя примерам взрослых людей, ребята учатся действиям с игрушками и предметами окружающей обстановки.
2. Речевое развитие.
Ранний детский возраст — это период закладывания основ детской речи. При общении со взрослыми малыши получают все необходимые навыки и учатся использовать их со сверстниками при играх. Воспитатель должен уметь предлагать различные игры малышам, анализируя их настроение и чувства. Данный вид речевых игр включает в себя всевозможные стишки-потешки.
3. Приобщение к эстетике и художественному миру.
Благодаря данному виду развития, дети приобщаются к наблюдениям за окружающей средой, которые показывают всю красоту природы и мира. Кроме всего прочего, педагоги предлагают малышам различные виды деятельности, которые помогают им изображать то, что они видят (аппликации, рисунки, поделки). Это довольно увлекательный процесс для деток трех лет.
4. Начало игровой деятельности.
До трех лет взрослый руководит и участвует в самой игре. С возрастом, посредством самых простых манипуляций с игрушками, ребенок учится играть самостоятельно и получает необходимые навыки в более сложных играх, где есть свои роли и правила. При этом характер проводимых игр меняется: от индивидуальных к коллективным.
5. Общение со сверстниками.
Отдельное место должно быть отведено под игры, направленные на общение со сверстниками. Сейчас обучающие программы предлагают более 60 различных игр, которые обязательно помогут малышам адаптироваться к общению друг с другом.
6. Физическое развитие.
Именно в раннем возрасте детки овладевают моторикой и физическими способностями. Все упражнения проводятся также в форме игры. Особенно удачными являются игры из серии «прыгаем, как зайчики». Все они выполняются под веселую и разнообразную музыку, что делает «зарядку» еще более увлекательной и интересной. В ходе данных действий у ребенка происходит социализация и развитие элементарных физических способностей. Кроме того, дети познают такой вид деятельности, как труд. Это очень важно для малышей в возрасте трех лет.
Таким образом, мы рассмотрели планирование воспитательно-образовательной работы в младшей первой группе. Данная тема является актуальной особенно для молодых родителей. Чтобы подвести итог, очень часто используется циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы. Как правило, она отражает все необходимые планы работ, их проведение и успех. Теперь можно приступить к основным моментам планирования средних и старших групп. Их воспитание тоже очень важно, ведь с каждым годом малыши становятся на шаг ближе к взрослой жизни.
Пояснительная записка работы средней группы
Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе — это второй важный этап формирования детской логики, знаний и сбора информации об окружающем мире. В возрасте 4-5 лет малышам уже необходимо объяснять все нюансы внешнего мира и основы экологической жизни и ситуации человечества. Структура планирования воспитательно-образовательной работы составлена так, чтобы детям не было скучно изучать поставленные воспросы. Кроме того, детям преподают основы гигиены и санитарии, что является неотъемлемой и важной частью окружающего мира.
Задачи средней группы
В среднем детском возрасте малыши уже знают основные понятия, которые необходимы в дальнейшей жизни. Но в это время у детей активно развивается психоэмоциональная сторона, которой необходимо придать правильное русло. Для этого воспитатели учитывают все особенности каждого малыша и предлагают им специальные игры для верного развития. Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе включает в себя и экологические основы, которые необходимо знать уже в юном детском возрасте. Кроме всего прочего, малыши овладевают основными жизненно важными движениями, такими как: бег, прыжки, лазание, взаимодействие с предметами, ходьба. Важной задачей является развитие именно этих способностей. Правильное их восприятие поможет в школьной жизни каждому ребенку. В это время важно не дать маленькому человеку стать эгоистом, ведь в 4-5 лет у него «в центре вселенной» стоит собственное эго. В воображении у малыша воспроизводится «я — самый лучший».
Речь — это еще один фактор, который требует отдельного внимания. Именно в период среднего возраста нужно развивать речевые способности и пополнять словарный запас. Важно, чтобы дети научились правильно выстраивать предложения и составлять складные рассказы. Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе так же направлено на изучение художественной литературы, которая важна для детского развития в 4-5 лет. В ходе речевых занятий малыши учатся понимать то, что они читают, и анализируют ситуацию.
В этом возрасте дети становятся еще более активными, поэтому еще одной задачей воспитателей является направление детской энергии в «нужное русло». Для того чтобы достигнуть максимального эффекта, принято использовать разнообразные игры: подвижные, имитирующие реальные действия и события, дидактические и развивающие. Главное, заинтересовать малышей, чтобы им, как уже говорилось выше, было не скучно.
Возрастные особенности средней группы
Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе построено так, что на любом этапе занятий учитываются особенности среднего дошкольного возраста. В это время малыши начинают понимать роли, которые могут меняться. В процессе своей деятельности ребята учатся отделять себя от роли. Так появляются игровые и реальные понятия.
В это время у детей еще более активно развивается художественная деятельность. Изображение человека на рисунках становится более понятным, а все остальные элементы — детализированными и предметными. Дети учатся работать с бумагой, ножницами и клеем — они знакомятся с аппликацией. Количество «деталей» может достигать 6 штук — не очень много, но и немало для того, чтобы описать тот или иной объект. Это помогает детям строить планы действий.
У средней возрастной дошкольной группы повышается объем памяти. Малыши начинают хорошо понимать, что им говорят, запоминают довольно много информации. В 4-5 лет у дошкольников активно развивается мелкая и крупная моторика рук, появляется логическое мышление и координация. Кроме того, активное развитие получают математические и геометрические способности, практикуются более сложные игры с мячом. Дети учатся твердо удерживать равновесие и пересекать какие-то небольшие и несложные препятствия.
Кроме того, малыши начинают понимать различные схемы. В этом возрасте они способны проходить игры-лабиринты и строить разнообразные конструкции по схемам. При помощи расставленных объектов, дети начинают понимать и предсказывать, что произойдет в той или иной ситуации.
Продолжает активно развиваться и воображение. У детей среднего дошкольного возраста формируется оригинальность и произвольность. В это время малыши уже могут самостоятельно придумывать небольшие сказки, истории и рассказы. Кроме того, у них повышается внимание и усидчивость. Теперь ребята могут воспринимать информацию на 15 минут больше, чем в совсем юном возрасте.
Относительно сверстников появляется избирательность и некая логика. Ребята уже не бегают друг с другом толпой, а выбирают себе друзей по каким-то особенностям. Кроме того, в этом возрасте у малышей особенно активно развивается характер — кто-то становится более скромным, а кто-то конкурирует с товарищами. В детских группах начинают выделяться лидеры и «заводилы», а также «изгои». Это очень важно для формирования «Я» в будущем.
Ожидаемые результаты работы
Схема планирования воспитательно-образовательной работы составлена так, что в ней, как правило, отражены какие-то результаты, которые должны быть достигнуты за тот или иной период. Сейчас мы посмотрим, чего необходимо добиться к концу работы со средней группой детского сада.
1. Формирование личностных качеств.
Как говорилось выше, дети в среднем дошкольном возрасте формируют свое Альтер-Эго. Таким образом, планирование воспитательно-образовательной работы помогает малышам в этом непростом деле. В ходе проведенной работы у подопечных должно быть сформировано некое мировоззрение и взгляды на самих себя.
2. Физическое развитие.
В среднем дошкольном возрасте дети физически активно развиваются. Воспитатели должны найти применение детской энергии и научить малышей легким физическим упражнениям для улучшения здоровья.
3. Интеллект.
В 4-5 лет детсадовцы начинают проявлять свои интеллектуальные способности. Таким образом, в этот период появляется индивидуальность и какие-то возможности, которые лучше развиты конкретно у каждого малыша.
4. Художественные навыки.
Как говорилось ранее, в среднем дошкольном возрасте у детей проявляются художественные навыки. Они могут рисовать более детальные рисунки и изображения. Так, планирование воспитательно-образовательной работы помогает приобрести навыки, необходимые для развития искусства.
Подойдя к концу средней группы, дети, проще говоря, должны быть уже немного подготовленными к вступлению «во взрослую жизнь» — к школе. Но впереди у малышей еще один важный этап формирования подготовки — старшая группа.
Пояснение к работе в старшей группе
Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе — это завершающий этап подготовки каждого малыша к школе. В этом возрасте дети требуют особого внимания — если что-то «упустить» из виду, то в будущем это негативно скажется на поведении ребенка. Главной задачей старшей группы является формирование и развитие самостоятельности у детей, а также их подготовка к школьной жизни. Большое внимание будет уделяться физическому и логическому развитию. Для эффективного составления работы поможет таблица «планирование воспитательно-образовательной работы», которая будет содержать все занятия и задачи, которые должны быть осуществлены в работе.
Задачи для развития детей старшей группы
Как уже говорилось, планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе направлено на подготовку детей к школе. В этом помогают игры, задачки и совместная деятельность «воспитатель-ребенок». Наиболее важными моментами являются: формирование у ребенка самостоятельности, умение общаться со сверстниками и взрослыми, приобщение малыша к общепринятым нормам поведения и мировоззрения.
В старшем дошкольном возрасте нужно приобщать детей к традициям родной страны и другим сферам культуры. В этот период важно познакомить деток с национальными достояниями. Кроме того, важно воспитывать патриотизм и любовь к Родине.
Довольно важным является развитие отзывчивости, сопереживания, толерантности и терпимости. Малыши должны уже отдавать четкий отчет своим действиям и поступкам.
Кроме того, посредством математического, логического и геометрического развития, ребенок учится анализировать те или иные ситуации и выстраивать достаточно сложные цепочки действий. Это помогает малышам при общении и в жизни в целом.
Особенности возраста
Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе, как и во всех остальных возрастных категориях, составлено с учетом особенностей детского возраста. В 6-7 лет у детей появляется довольно много индивидуальных особенностей, что, несомненно, делает подготовку к школе достаточно затруднительной.
В этом возрасте дети подвержены эмоциям, которыми учатся манипулировать, если оставлять это без внимания. У них появляются «нехорошие» мысли, серьезные капризы. Перед вступлением в школьную жизнь необходимо особое внимание уделять приобщению малыша к добру и лояльности. Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе помогает разрабатывать занятия для поддержания эмоциональной стабильности детей.
В 5-7 лет у ребенка формируются механизмы взаимодействия, которые необходимо направлять в нужное русло. Эмоциональные составляющие проявляются особенно ярко. В этот нелегкий период становятся видимыми нервные механизмы — возбуждение и торможение, что особенно важно.
Несомненно, планирование воспитательно-образовательной программы в старшей группе сформировано так, что дети смогут использовать свой активно развивающийся интеллект. В этом помогут игры и задачи, которые расширяют детский кругозор.
Ожидаемые результаты
Планирование воспитательно-образовательной работы, как известно, должно осуществляться для того, чтобы достичь какой-то хорошей, полезной цели.
1. Интеллектуальная деятельность.
В старшем дошкольном возрасте у детей уже довольно быстро развивается интеллект, поэтому им необходима постоянная «зарядка» мозга новой информацией. Многие игры и задачи должны быть направлены на развитие детского мышления, чтобы малыши были готовы к школе.
2. Физические возможности.
Уже в школе детей будут ожидать уроки физической культуры. В современном мире без специальной подготовки с ними будет довольно трудно справиться. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте у деток формируется позвоночник — важно уделять его развитию особое внимание.
3. Абсолютная самостоятельность.
В возрасте 7 лет малыш должен быть подготовлен к тому, что в школе ему нужно будет делать все самому. Большинство игр при планировании воспитательной работы направлены именно на развитие у ребенка самостоятельности. Ребята должны уметь пользоваться своими принадлежностями и просить помощи у сверстников.
4. Общение.
Навыки общения со взрослыми и сверстниками к 7 годам у ребенка достигают пика. В этот период дети должны научиться верному общению с друзьями и взрослыми, а так же знать правила этикета. Взаимодействие с окружающим миром должно формировать еще и усидчивость.
Таким образом, видно, что структура планирования воспитательно-образовательной работы в различных возрастных категориях одинакова, хотя принципы и задачи в разном возрасте существенно отличаются. Планирование воспитательно-образовательной работы требует знаний детской психологии и основ педагогики. Необходимо крайне серьезно подходить к этому вопросу, чтобы составлять грамотное ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы.