Вслушайтесь, как гордо звучит – «Победа». В истории создания этого легендарного советского автомобиля ГАЗ М 72 сыграл свою роль Никита Хрущев. В 1954 году он предложил модернизировать ГАЗ-69. То есть машина должна была стать более комфортабельной. В итоге секретари сельских обкомов КПСС, а также председатели передовых колхозов смогли получить служебные внедорожники. Но у военных также появился интерес к этому автомобилю. Итак, комфортабельный и высокопроходимый ГАЗ-М 72, фото которого вы видите перед собой, сделался «генеральским». А на досуге правительственная верхушка каталась на «Победе» и в своих охотничьих хозяйствах.
Весной 1954 года на ГАЗ в официальном порядке поступило техническое задание. Г. Вассерман, создатель ГАЗ-67 и ГАЗ-69, был назначен ведущим конструктором. Кроме него, над будущим правительственным автомобилем работал целый отдел специалистов. Все они в свое время занимались созданием ГАЗ-69. Поэтому все тонкости данной машины им были известны.
Так что же сделали конструкторы? Новый автомобиль получил несущий каркас кузова и панели от ГАЗ-М-20, но эти детали были видоизменены. Раздаточная коробка вытеснила поперечный коробчатый усилитель кузова и продольный усилитель. От последних пришлось отказаться совсем. Чтобы компенсировать эти силовые элементы и увеличить поперечную и продольную жесткость кузова ввели еще ланжероны крыши и дверных стоек. ГАЗ-М72, в отличие от ГАЗ -М-20, получил новую подмоторную раму. Она специально была рассчитана для того, чтобы закреплять рессорную подвеску переднего моста.
У ГАЗ-М72 есть детали и от 69-й модели. Это модернизированный передний мост и раздаточная коробка. А коробка передач вполне стандартная, от ГАЗ-М-20. Задний мост разработали специально для новой «Победы». Чтобы увеличить дорожный просвет, рессоры установили на балках мостов.
Кузов оборудовали как у 20-ой модели «Победы»: обивка салона мягкая, есть отопитель, часы, двухдиапазонный радиоприемник. Поэтому данный автомобиль воплотил в себе концепцию комфортабельных внедорожников. Нужно сказать, что за рубежом о массовом производстве таких машин даже и не задумывались.
Оснастили ГАЗ-М72 раздаточной коробкой, которая имела демультипликатор и отключаемый ведущий передний мост. Колеса поставили 16-дюймовые, с увеличенными грунтозацепами. Это обеспечивало хорошую проходимость по снегу, песку, грязи и разбитым дорогам.
Как и положено правительственному и военному внедорожнику, машина должна была пройти испытания. Автомобиль показал хорошую «живучесть» агрегатов и кузова. Также были отмечены прекрасные характеристики проходимости. Летом 1956 года трое журналистов на новой «Победе» совершили пробег по маршруту Москва-Владивосток. Это расстояние (15 тыс. километров) ГАЗ-М-72 прошел, не получив серьезных поломок. Из тех далеких лет до нас дошли кинохроники, в которых Никита Хрущев вместе с Фиделем Кастро отправляются на этом автомобиле на зимнюю охоту.
В июне 55-го с конвейера сошли первые пробные ГАЗ-М72, а через год начался серьезный выпуск. Автомобиль не стал массовым и «выходил» небольшими сериями с 1955 по 1958 год. Когда выпуск автомобилей ГАЗ-М-20 «Победа» был завершен, прекратилась также сборка нового ГАЗ-М72.