«Победа ГАЗ М20» — легендарный советский автомобиль, находившийся в серийном производстве с 1946-го по 1958 год. Всего было выпущено 236 000 машин.
Проект нового автомобиля
Директиву на создание новой легковой машины Горьковский автозавод получил в начале 1943 года. Основные работы по проектированию велись в отделе главного конструктора А.А. Липгарта. В то время существовала практика изготовления оснастки для производственного цикла за рубежом, преимущественно в американских фирмах. Однако в какой-то момент главный конструктор проявил инициативу и поручил конструкторскому бюро сделать собственную, отечественную разработку.
Так появился проект по созданию советского легкового автомобиля, который получил имя «Победа ГАЗ М20». В короткое время рассчитали шасси, распределили массу и центр тяжести. Двигатель вынесли далеко вперед, он оказался над балкой передней подвески. За счет этого салон стал просторнее, появилась возможность рационально распределить пассажирские места.
В результате распределение массы вышло на почти идеальное соотношение, на переднюю ось пришлось 49 %, на заднюю — 51 %. Проектирование продолжалось, и спустя некоторое время выяснилось, что модель «ГАЗ М20 Победа» обладает исключительными аэродинамическими показателями благодаря форме кузова. Передок плавно входил в поток встречного воздуха, а задняя часть машины как бы даже не участвовала в аэродинамических испытаниях, настолько низким было сопротивление кузова воздушным массам в зоне от лобового стекла и до заднего бампера. Специальные датчики отмечали количество единиц от 0,05 до 0,00.
Презентация
Несколько образцов автомобилей с различными характеристиками были представлены в Кремле высшему руководству страны летом 1945 года. Для серийного выпуска выбрали четырехцилиндровую версию «Победа ГАЗ М20». Первые машины сошли с конвейера в июне 1946 года, однако было отмечено много недочетов. Массовое производство «Победы» началось весной 1947-го.
Машина непрерывно совершенствовалась в процессе производства. Наконец-то был установлен достаточно эффективный отопитель, совмещенный с обдувом лобового стекла, в октябре 1948 года автомобиль получил новые параболические рессоры и термостат. В 1950-м на «Победу» установили механическую коробку передач от ЗИМа с рычагом переключения на руле.
Модернизация
Автомобиль прошел целый ряд рестайлингов. Результатом последнего в 1955 году стало объединение «Победы» с армейским ГАЗ-69. Конечной целью этого странного проекта было создание советского вездехода с высоким уровнем комфорта. Идея оказалась нежизнеспособной, поскольку результат оказался удручающим. Кроме неуклюжего уродца с огромными колесами ничего получить не удавалось.
Тогда же, в 1955-м, появилась новая модификация третьей серии с двигателем 52 л.с., многореберной решеткой радиатора и радиоприемником. Модель производилась до 1958 года.
Были попытки создать элегантный кабриолет под индексом «М-20Б», таких машин выпустили более 140 экземпляров. Массовое производство наладить не удалось по причине сложностей с кинематикой автоматического выдвижения брезентовой крыши. Одна сторона каркаса почему-то отставала от другой, конструкция крыши не раскрывалась. Производство пришлось приостановить.
В конце 50-х годов на автозаводе имени Молотова была запущена малая серия «М-20Д» с форсированным двигателем мощностью 62 л.с. Эти машины предназначались для гаража КГБ. Одновременно началась сборка «Победы» с 90-сильным шестицилиндровым мотором от ЗИМа для МГБ/КГБ. Зачем этим ведомствам понадобились скоростные машины, до сих пор неясно, но тем не менее они их получили.
Двигатель
- тип — бензиновый, карбюраторный;
- марка — М20;
- объем цилиндров — 2110 куб. см;
- конфигурация — четырехцилиндровый, рядный;
- крутящий момент максимальный — 2000-2200 об/мин;
- мощность — 52 л.с. при 3600 об/мин;
- диаметр цилиндра — 82 мм;
- степень сжатия — 6,2;
- питание — карбюратор К-22Е;
- охлаждение — жидкостное, принудительная циркуляция;
- газораспределение — распредвал кулачковый;
- блок цилиндров — серый чугун;
- материал ГБЦ — алюминий;
- число тактов — 4;
- максимальная скорость — 106 км/ч;
- расход бензина — 11 литров;
- объем топливного бака — 55 литров.
Тюнинг «ГАЗ М20 Победа»
Поскольку «М20» — машина из далекого прошлого и со времени ее производства прошло более 60 лет, модель является сегодня интересным объектом для трансформации. Тюнинг «ГАЗ М20 Победа» обещает быть увлекательным творческим процессом.
«Победа» в миниатюре
В настоящее время выпускается журнал «Победа ГАЗ М20», в котором предлагается интересный творческий проект. Из номера в номер издание предоставляет материалы для сборки точной копии легендарной легковой машины. Проект называется «ГАЗ М20 Победа 1:8». Каждый желающий может воспользоваться предложением и собрать точную копию автомобиля в масштабе 1:8. Модель получится крупная в сравнении с обычными миниатюрами, но зато идентичность с оригиналом почти стопроцентная. Фары модели светятся за счет вмонтированных диодов.