Агнию Барто часто называют «переводчицей с детского». При жизни она получала огромное количество писем от своих читателей, в том числе от самых маленьких. На ее добрых и мудрых книжках выросло не одно поколение. Мое самое первое в жизни стихотворение — про «Мишку», которого «не брошу». Незамысловатое, легко запоминающееся, но не такое простое, как поначалу кажется.
На стихах Барто я училась сопереживанию
Значительное влияние на личность человека оказывают гены, личный пример родителей и, конечно же, воспитание. Очень важно научить подрастающее поколение эмпатии, умению сопереживать. Разве не об этом стихи Барто? И то первое, которое я хорошо усвоила в детстве:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
«Дело не во внешности того, кто рядом, — размышляла я. — Главное, это преданность, настоящая дружба». Думаю, что родителям важно читать стихи Барто вместе с малышами, чтобы они стали ближе друг другу, обсудили, какие чувства у них вызывают те или иные строки.
Книги помогают найти общий язык детям и взрослым
Дети — особые существа, маленькие инопланетяне, найти с которыми общий язык непросто. Но каким-то невероятным образом им доступно то, что написано в произведениях Барто. Они готовы плакать из-за мяча, и их не утешает обещание купить новый. Зато радует объяснение, что любимая вещь Танечки не утонет, ее можно вернуть:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Воспринимая мир через эмоции, им требуется понимание со стороны взрослых. Я помню, как, всхлипывая, просила маму объяснить, почему мячик не утонет. Так с помощью родителей я познавала истины, которые потом в жизни мне не раз пригодились. А родители наверняка лучше понимали свою дочь.
Стихи способны научить, как себя вести
Родители должны донести до малышей, что нельзя обижать более слабых, обманывать, грубить, важно слушать советы взрослых и помогать им. Стихи Барто способны помочь решить эту непростую задачу на примере общения с животными, игрушками, друзьями. Они отлично справляются с тем, чтобы заставить малыша задуматься: что же такое хорошо и где начинается плохо.
Я, зазевавшись,
Иду по газону,
И на меня
Укоризненно глядя,
Мне разъясняет
Разгневанный дядя:
Мол, по газону
Ходить не резонно,
— Каждый пройдет,
И не будет газона.
Стихи Барто по-доброму высмеивают недостатки
Критика не нравится никому, к тому же родителям порой довольно трудно сдержаться, они теряют терпение и срываются на крик. Но есть замечательный способ показать ребенку, где он неправ, с помощью стихов Барто. Поэтесса высмеивает недостатки почти ласково, но, видя себя со стороны, лично мне всегда хотелось стать лучше. Доставалось в ее произведениях всем: и лентяям, и драчунам, и жадинам.
Думаю, никому не хотелось быть Андрюшей:
Продолжает наш Андрей
Пропускать занятия,
Не причесан наш Андрей,
С каждым днем лохматее.
Стихи помогают пережить всю гамму чувств, в том числе и отрицательных
Дети изначально воспринимают мир только добрым и светлым. Но наступает миг, когда они сталкиваются со злом, несправедливостью, обидой. Должны ли стихи нести только позитив? Агния Барто считала, что нет. Случалось, что родители писали ей гневные письма из-за того, что ребенок переживал из-за зайки, который «промок до нитки». Они считали, что рано говорить с детьми о жестокости этого мира. Но, по мнению поэтессы, человечность мы приобретаем тогда, когда переживаем полную гамму чувств, в том числе страдания. И пусть они будут по поводу героя стихотворения.
А такие стихи, как «Обида», помогут разобраться в собственных чувствах:
Моей сестренке двадцать дней,
Но все твердят о ней, о ней:
Она всех лучше, всех умней.
Моя приятельница живет заграницей. Когда я впервые собиралась к ней в гости, она попросила для своих детей привезти книгу Барто. 17 февраля, кстати, Агнии Львовне могло бы исполниться 120 лет.