ПАЗ-672 — всенародный автобус

Легковые автомобили

На автомобильной карте Советского Союза были автозаводы, которые не относились к гигантам автостроения, но их важность и значимость от этого не стала меньше. Одним из них является и автобусный завод города Павлово, выпускавший хорошо известный всем жителям страны ПАЗ-672, или, как его обычно называли, «пазик». Какими только эпитетами его не награждали! Зачастую обидными и уничижительными, но он, несмотря на все это, исправно наматывал километры сельских и пригородных дорог на свои колеса и у нас в стране, и во многих других государствах.

ПАЗ-672 - всенародный автобусИстория советского автобуса вообще очень интересна и любопытна. Были в ней свои находки и неудачи, но среди отечественных машин автобус ПАЗ-672 вполне заслужено занял почетное место. А начиналось создание первых советских автобусов с установки сначала фанерной будки на шасси первых грузовиков, коими являлись АМО Ф15. В дальнейшем стали специально создавать металлические кузова и строить автобусы, используя детали от серийно выпускаемых грузовиков.

Впоследствии, в 1950 году, производство автобусов было начато на Павловском, а затем и на Курганском автобусных заводах. После череды моделей, каждая из которых заслуживает отдельной истории, в 1968 году появился и ПАЗ-672. Это был небольшой автобус, рассчитанный на 23 пассажира (сидячие места), тогда как общая вместимость составляла 45 человек.

ПАЗ-672 - всенародный автобусНесмотря на относительно скромные габариты, он практически идеально вписался в нишу служебного транспорта. Многие предприятия имели такой автобус. При этом ПАЗ-672 не только развозил дежурных, аварийные бригады, ночные смены, экскурсии и делегации, но использовался как своеобразная база для различных технических служб (штабная, передвижной пункт контроля, телевизионная и т. д.). При этом он одинаково успешно работал и на морозах Якутии, и в жаре Туркмении, и в джунглях Азии, и в саваннах Африки.

Но главным его назначением все-таки оставалась перевозка людей. Он стал буквально незаменимым на пригородных маршрутах, а также на проселках и сельских дорогах. Рамная конструкция, значительные клиренс и проходимость, приемлемый расход топлива, отличная ремонтопригодность делали его желанным гостем в гараже любого колхоза. В то время для ПАЗ-672 продажа была лимитирована всеобщей потребностью в таком автобусе, а потому осуществлялась через лимиты и квоты.

ПАЗ-672 - всенародный автобусНе стоит, наверное, сейчас рассматривать технические характеристики этой машины. Они, конечно, менялись, конструкция совершенствовалась и модернизировалась, вносились улучшения и изменения, появлялись самые разные варианты автобуса – санитарный, полноприводный, с одной дверью, с изменённым двигателем. Это все неважно, множество «пазиков» сыграло своеобразную социальную роль, предоставив всем возможность быстро и гарантированно попасть в любой уголок нашей страны.

Роль автобуса ПАЗ-672 в жизни советской страны переоценить трудно. Он стал неотъемлемой ее частью. Мобильный, достаточно быстрый, проходимый, «пазик» с относительным комфортом позволял попасть в самые отдаленные места, зачастую выполняя при этом функции и штабного автомобиля. Двадцать два года он трудился на дорогах СССР, пока на смену ему не пришли новые, более современные модели.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.