На автомобильной карте Советского Союза были автозаводы, которые не относились к гигантам автостроения, но их важность и значимость от этого не стала меньше. Одним из них является и автобусный завод города Павлово, выпускавший хорошо известный всем жителям страны ПАЗ-672, или, как его обычно называли, «пазик». Какими только эпитетами его не награждали! Зачастую обидными и уничижительными, но он, несмотря на все это, исправно наматывал километры сельских и пригородных дорог на свои колеса и у нас в стране, и во многих других государствах.
История советского автобуса вообще очень интересна и любопытна. Были в ней свои находки и неудачи, но среди отечественных машин автобус ПАЗ-672 вполне заслужено занял почетное место. А начиналось создание первых советских автобусов с установки сначала фанерной будки на шасси первых грузовиков, коими являлись АМО Ф15. В дальнейшем стали специально создавать металлические кузова и строить автобусы, используя детали от серийно выпускаемых грузовиков.
Впоследствии, в 1950 году, производство автобусов было начато на Павловском, а затем и на Курганском автобусных заводах. После череды моделей, каждая из которых заслуживает отдельной истории, в 1968 году появился и ПАЗ-672. Это был небольшой автобус, рассчитанный на 23 пассажира (сидячие места), тогда как общая вместимость составляла 45 человек.
Несмотря на относительно скромные габариты, он практически идеально вписался в нишу служебного транспорта. Многие предприятия имели такой автобус. При этом ПАЗ-672 не только развозил дежурных, аварийные бригады, ночные смены, экскурсии и делегации, но использовался как своеобразная база для различных технических служб (штабная, передвижной пункт контроля, телевизионная и т. д.). При этом он одинаково успешно работал и на морозах Якутии, и в жаре Туркмении, и в джунглях Азии, и в саваннах Африки.
Но главным его назначением все-таки оставалась перевозка людей. Он стал буквально незаменимым на пригородных маршрутах, а также на проселках и сельских дорогах. Рамная конструкция, значительные клиренс и проходимость, приемлемый расход топлива, отличная ремонтопригодность делали его желанным гостем в гараже любого колхоза. В то время для ПАЗ-672 продажа была лимитирована всеобщей потребностью в таком автобусе, а потому осуществлялась через лимиты и квоты.
Не стоит, наверное, сейчас рассматривать технические характеристики этой машины. Они, конечно, менялись, конструкция совершенствовалась и модернизировалась, вносились улучшения и изменения, появлялись самые разные варианты автобуса – санитарный, полноприводный, с одной дверью, с изменённым двигателем. Это все неважно, множество «пазиков» сыграло своеобразную социальную роль, предоставив всем возможность быстро и гарантированно попасть в любой уголок нашей страны.
Роль автобуса ПАЗ-672 в жизни советской страны переоценить трудно. Он стал неотъемлемой ее частью. Мобильный, достаточно быстрый, проходимый, «пазик» с относительным комфортом позволял попасть в самые отдаленные места, зачастую выполняя при этом функции и штабного автомобиля. Двадцать два года он трудился на дорогах СССР, пока на смену ему не пришли новые, более современные модели.