Парит как вертолет, но летает быстрее и дальше как самолет: первый в мире гражданский вертолет-самолет появится в следующем году

Конвертоплан AW609 называют самолетом с наклоном ротора. В воздухе он парит подобно вертолету, но летает как самолет, быстрее и дальше.

Военные использовали конвертопланы годами. Сейчас впервые разрабатывается модель для использования в гражданских целях. Летательные аппараты AW609 будут использоваться в чрезвычайных ситуациях и поисково-спасательных операциях.

Парит как вертолет, но летает быстрее и дальше как самолет: первый в мире гражданский вертолет-самолет появится в следующем году

Кто производитель винтопланов AW609?

Производством конвертопланов занимается англо-итальянская компания AgustaWestland. Ее офисы и производственные помещения находятся в Великобритании, США, Италии. Компания была образована в 2001 году в результате слияния подразделений крупнейшего итальянского холдинга Finmeccanica S.p.A. и английского производителя GKN plc, специализирующихся в сфере аэро- и авиастроения. В AgustaWestland обеим компаниям принадлежит по 50 % акций.

До 2011 года модель называлась Bell/Agusta BA609 и разрабатывалась в Bell/Agusta Aerospace Company, совместном предприятии Bell Helicopters и AgustaWestland.

Производитель заявляет, что начинает производство первой серийной модели AW609 на своем заводе в Филадельфии. Если все пойдет по плану, AW609 получит сертификацию Федеральной авиационной администрации к концу этого года и начнет работу уже в 2020 году.

Применение AW609

AW609 является представителем следующего поколения транспортных самолетов для правительств, гражданских операторов и спасательных служб, поскольку его характеристики в два раза превышают скоростные показатели и диапазон применения типичных вертолетов.

Конвертопланы позволяют сэкономить драгоценное время при транспортировке донорских органов. Например, летательный аппарат может забрать донорское сердце на вертолетной площадке больницы и быстро доставить его в другую больницу, расположенную на расстоянии более 1000 миль (1600 км).

Поисковый самолет AW609, имеющий возможность лететь очень низко над землей, способен обнаружить людей во время стихийного бедствия (пожара, наводнения, снежной лавины, иной катастрофы) и доставить их в безопасное место. Самолет с наклонным ротором может сэкономить время и, возможно, спасти жизни, выполняя обе задачи: летать на дальние расстояния для поиска жертв, а затем зависать в нужном месте и поднимать людей с земли.

Парит как вертолет, но летает быстрее и дальше как самолет: первый в мире гражданский вертолет-самолет появится в следующем году

В использовании AW609 также заинтересованы и исследователи морских глубин, так как его возможности позволяют наблюдать за морскими животными. И правоохранительные структуры некоторых стран проявляют интерес к винтоплану.

Особенности AW609

По мнению разработчиков и покупателей, эти уникальные гибриды самолета и вертолета – прорыв с точки зрения технологии. Летательный аппарат вмещает 2 члена экипажа и до 9 пассажиров. Также можно перевозить груз массой до 2,5 тонн.

Винтопланы по функциональности схожи с самолетами вертикального взлета и посадки, но конструктивно от них отличаются.

Уникальные возможности AW609 обеспечиваются поворотными турбовинтовыми двигателями на концах каждого крыла. Каждый двигатель поворачивается вверх или вниз в зависимости от того, зависает ли самолет, приземляется, взлетает или летит. В отличие от военной модели V-22 Osprey, первого в мире серийного самолета с наклонным ротором, AW609 имеет герметичную кабину, позволяющую ему летать на высоте до 25 тысяч футов (7,62 км). Это значительно выше зоны любой плохой погоды.

Первый тестовый полет состоялся 6 марта 2003 года в Арлингтоне, штат Техас. К началу ноября 2006 года общий налет уже составляет 100 часов. Во время летных испытаний конвертоплан показал возможность развивать скорость до 563 км в час и подниматься на высоту 7620 метров.

В настоящее время винтоплан AW609 проходит летные испытания в США в штате Мичиган для проведения тестов в условиях зимних снегопадов и пониженных температур, обледенения и т. п.

Парит как вертолет, но летает быстрее и дальше как самолет: первый в мире гражданский вертолет-самолет появится в следующем году

Подобно Osprey, разработка AW609 не обошлась без трагедии. Репутация Osprey пострадала после аварий в 1992 и 2000 годах. 30 октября 2015 года во время летных испытаний разбился прототип AW609, в результате чего погибли два пилота.

Сложности сертификации AW609

Принципиально новый летательный аппарат подвергается тщательному анализу и наблюдениям со стороны FAA (Федерального управления гражданской авиации США).

Аналитики авиационной отрасли в Teal Group отмечают, что при сертификации нового летательного аппарата возникает много сложностей, так как это — принципиально новый самолет-вертолет. К тому же, будучи первым для гражданского использования, он не будет сертифицирован до полной его безопасности. AW609 – уникальный продукт, он проходит сертификацию и как новый вертолет, и как новый турбовинтовой самолет. Для его регистрации также разрабатываются новые правовые документы под контролем FAA, так как это — самолет нового типа.

Парит как вертолет, но летает быстрее и дальше как самолет: первый в мире гражданский вертолет-самолет появится в следующем году

Ранее сертификацию планировали завершить в 2015 году, но из-за потери прототипа ее перенесли на 2017, затем на осень 2019. Однако и производитель, и сертифицирующие организации уверены в успехе, так как проводимые летные испытания дают положительные результаты.

Цена на AW609

По словам производителя, цена AW609 составит около 25 миллионов долларов, что более чем вдвое превышает стоимость аналогичного традиционного вертолета.

Желающие приобрести AW609 уже сделали заявки

По заявлению производителя, на покупку AW609 уже сделано 60 предварительных заявок.

Одним из заказчиков называется бывший мэр Нью-Йорка, миллиардер с состоянием в $50,4 миллиарда, Майкл Блумберг. Так как аэропорта для приземления нового летательного аппарата не требуется, Блумберг планирует приобрести AW609 для сокращения времени на деловые поездки. Так он может сесть в конвертоплан на вертолетной площадке у своего дома и через 3 часа уже быть на встрече за тысячу миль (1600 км). AW609 развивает скорость 300 миль в час (482,8 км).

Руководство Объединенных Арабских Эмиратов разместило предварительный заказ на три AW609, оснащенные для поиска и спасательных работ. В перспективе планируется приобретение еще трех аппаратов.

Парит как вертолет, но летает быстрее и дальше как самолет: первый в мире гражданский вертолет-самолет появится в следующем году

Первым клиентом в США станет базирующаяся в Техасе компания Era Group, которая планирует приобрести два AW609 в следующем году. Сделка включает в себя специальный пакет интенсивного обучения полетам в новом представительстве производителя в Филадельфии.

Также клиентом может стать Bristow Helicopters Limited (британский вертолетный перевозчик), который планирует приобрести 10 летательных аппаратов.

Nakanihon Air Service (Япония) изучает возможности использования AW609 для авиационных услуг, реагирования в чрезвычайных ситуациях и освещения в новостях.

Модель AW609 также будет доступна в качестве пассажирского самолета с возможностью использования бизнесменами, руководителями предприятий и просто частными лицами, которые хотят летать напрямую из точки в точку, минуя аэропорты и загруженные автомагистрали.

Планы и перспективы

Разработчики винтоплана AW609 не останавливаются на достигнутом и уже сейчас занимаются разработкой пассажирской модели с увеличенным до 25 количеством мест. Интерес к подобной версии конвертоплана озвучена предпринимателями и разработка прототипа уже начата. Как сообщают конструкторы, концепция будет представлена в 2023 году и, возможно, в 2030-2035 годах начнется его серийное производство в Европе.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.