Большинство современных родителей очень много внимания уделяют раннему развитию детей, понимая, что до трех лет ребенок легко обучается в процессе игры, а после ему становится намного сложней усваивать новую информацию без хорошей начальной базы. И перед многими взрослыми встает вопрос: что должен знать ребенок в 3 года? Ответ на него, а также все об особенностях развития детей в этом возрасте вы узнаете из этой статьи.
Осторожно: кризис трех лет
Кризис трех лет считается одним из первых возрастных кризисов ребенка, у всех он протекает по-разному, но все равно имеет место. Связан он с тем, что в этом возрасте начинается процесс становления самосознания малыша — старая картина действительности устаревает, а на ее место приходит новая. Для того чтобы избежать лишних конфликтов, стрессов и знать, как помочь ребенку в этот период, важно понимать следующие возрастные особенности детей 3 лет:
- Появляется потребность в самостоятельной деятельности: ребенок отделяется от взрослых, а действительность, ранее ограниченная в основном предметами и семейным кругом, становится миром взрослых людей.
- Ребенок начинает противопоставлять себя взрослым, перестает слушаться и протестует против норм поведения, привитых ранее.
- Именно в этот период малыш усваивает разницу между «хочу» и «должен», а обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными.
- В этом возрасте активно развивается самооценка, на которую очень сильно влияет отношение взрослых.
Новые возможности
Но кроме сложностей поведения появляются полезные, увеличивающие способность к обучению особенности ребенка 3 лет:
- Коммуникативная готовность: ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми, руководствуясь правилами и нормами.
- Когнитивная готовность: формируется образное мышление, благодаря которому дети способны думать о предметах и проводить сравнительный анализ, даже когда они их не видят.
- Эмоциональное развитие: ребенок начинает управлять эмоциями, в том числе справляется с агрессией.
- Появляется способность к счету и чтению.
Взаимодействуя с окружающей действительностью, ребенок познает мир и развивается, задача взрослых — помочь ему. При обучении важно учитывать и использовать зону ближайшего развития: что-то ребенок может сделать с помощью взрослых, а то, что он научился делать самостоятельно, должно вовремя становиться пройденным этапом.
Оценка речевого развития
До пяти лет речь развивается очень интенсивно, поэтому важно контролировать, не отстает ли ребенок, а при необходимости помогать ему. Для оценки развития речи существует следующий список того, что должен знать ребенок в 3 года:
- Словарный запас составляет около тысячи слов.
- При обозначении предметов, людей и животных практически используются полноценные слова, а не звуки или сокращенные варианты.
- Различает и правильно употребляет приставочные глаголы (прибежал, убежал, выбежал).
- Он умеет называть предметы, используя обобщающие слова («фрукты» вместо «груша» и «яблоко»).
- Осваивает названия деталей предметов (может сказать, что у кастрюли есть дно и ручки).
- Сопоставляет слова и понимает, что такое синонимы.
- Придумывает собственные слова из уже ему известных.
- Обращает внимание на неправильное произношение других детей, при этом сам звуки может проговаривать тоже неверно.
- Умеет говорить так, что его может понять любой взрослый.
Как развить связную речь
Дальнейшее развитие речи ребенка 3 лет включает: увеличение словарного запаса, тренировку правильности произношения звуков и построение предложений. Главная цель всех занятий — совершенствование связной осмысленной речи. Для этого можно заниматься по специальным журналам-пособиям с красочными картинками и упражнениями.
К сожалению, рассчитывать на долгую усидчивость ребенка нельзя, но можно запомнить основные задания для детей 3 лет и выполнять их с использованием понятий из реальной жизни:
- Дома можно называть предметы и подбирать обобщающие слова на примере игрушек, обуви, посуды и любых других вещей.
- На прогулке можно говорить ребенку прилагательные и просить найти предметы им соответствующие, например, «высокий» (малыш указывает на дом) или «красная» (может быть машина). Преимущество такого упражнения в том, что малыш может найти в реальном мире гораздо больше подходящих вещей, чем на картинках.
- На улице и дома можно задавать ребенку вопросы про предметы, которые он видит, например, где они находятся, какого цвета, зачем нужны и другие.
Учим стихи
В три года ребенок должен уметь запоминать и повторять 3-4 слова, которые сказал взрослый. Благодаря этой способности можно начинать учить стихи. Они тренируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас, расширяют представления о мире, а также помогают ребенку вырасти целеустремленным и уметь доводить начатые дела до конца.
Стишок для детей 3 лет не должен быть слишком большим: достаточно двух четверостиший. Прежде чем начинать учить стихотворение, взрослый должен его выразительно рассказать и обсудить содержание с ребенком. При желании можно нарисовать к тексту картинки. Каждое четверостишье учится по одной схеме: взрослый медленно проговаривает первую строчку и просит ребенка повторять за ним, пока он ее не запомнит. Затем учится вторая строчка и соединяется с первой, потом третья прибавляется к первым двум. Затем запоминается последняя, и первое четверостишье готово. Когда две части выучены, они соединяются, и стих читается целиком.
Легкий стишок для детей 3 лет о наступлении зимы:
Утром подошел к окну,
Удивился: «Ну и ну!
Спать я осенью ложился,
За ночь мир преобразился!
Шубки белые надели
И деревья, и дома.
Это значит, в самом деле
Ночью к нам пришла зима!»
Самые первые математические понятия
Первое знакомство с математикой начинается намного раньше, чем кажется, и от того, насколько оно будет успешным, зависят дальнейшие отношения ребенка с этой сложной наукой. Поможет оценить полноту представлений следующий список того, что должен знать ребенок в 3 года в сфере математики:
- Уметь сравнивать предметы по ширине, длине, толщине и высоте.
- Использовать в речи понятия «много» и «один», грамотно согласовывать их с существительными.
- Уметь считать на пальцах до трех.
- Знать и называть основные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и сравнивать предметы по форме.
- Знать и употреблять в речи понятия: маленький, большой, меньше и больше.
- Уметь сравнивать количество предметов.
- Уметь находить предмету пару по заданному признаку.
Проверка познаний об окружающем мире
Некоторые родители недооценивают возможности своих трехлетних детей и не дают нужный объем нагрузки, а усиленные занятия начинают в период подготовки к школе и сталкиваются с нежеланием ребенка обучаться, потому что познавательная активность уже угасла. Для предотвращения подобных проблем важно вовремя выяснить, что должен знать ребенок в 3 года об окружающем мире, а при необходимости заполнить пробелы.
Ребенок в этом возрасте должен:
- Знать, как выглядят и называются домашние и дикие животные.
- Понимать, кто такие птицы, насекомые и рыбы, а также уметь называть по три-четыре представителя каждого класса.
- Знать по три-четыре названия деревьев и цветов.
- Уметь различать фрукты, овощи, грибы и ягоды, а также знать их основные названия.
- Иметь представление о таких природных явлениях, как ветер, дождь, радуга, снег.
- Знать и уметь называть части суток.
- Иметь понятие о материалах, из которых сделаны окружающие вещи.
Оцениваем развитие мышления и моторики
Ребенок в три года должен уметь выполнять следующие действия:
- собирать изображение из 2-4 частей;
- видеть и объяснять несоответствие на картинке;
- определять лишний предмет и обосновывать свой выбор;
- объяснять, чем предметы похожи, а чем различаются;
- разрезать бумагу ножницами;
- отделять кусочки от пластилина и делать из них колбаски и шарики;
- рисовать точки, кружки и различные виды линий;
- заниматься пальчиковой гимнастикой.
Как развить мелкую моторику
Наиболее полезной для развития моторики считается лепка для детей 3 лет, но проявлять к ней интерес ребенок начинает намного раньше, например, когда воодушевленно размазывает кашу по столу. Лепить можно из пластилина или слоеного теста. Занятия помогают также развивать речь и закреплять имеющиеся представления об окружающем мире. Лепить можно при желании хоть каждый день, но и двух раз в неделю вполне достаточно. Для того чтобы занятия стали более увлекательными и не слишком сложными для ребенка, можно делать заготовки из бумажных основ и подбирать подходящие истории или стихи.
Цель первого опыта работы с пластилином: научить ребенка отрывать от него кусочки и лепить их на бумагу, можно нарисовать деревья и украшать их разноцветными листьями. На втором занятии нужно научиться катать шарики, можно украшать елочку новогодними игрушками. Во время третьего урока ребенок практикуется в раскатывании колбасок, из них можно будет сделать радугу или олимпийские кольца. Для трехлетнего возраста этих простых приемов вполне достаточно.
Конечно, все дети индивидуальны и у них разный уровень способностей. Но именно от родителей зависит, как эти способности будут использованы. Важно внимательно следить за успехами ребенка, оценивать его уровень развития и постоянно давать новые и более сложные, но не менее интересные задания для детей 3 лет в игровой форме.