О правильном развитии ребенка задумывается каждый родитель. Особенно важно развивать детей детсадовского возраста, ведь их психика только начинает формироваться, а все привитые навыки и привычки закрепляются на всю жизнь. И влияют на судьбу ребенка. В этот период жизни детей нужно не только учить читать и писать, но и прививать им навыки общения, учить правильно мыслить. Не последнее место должно занимать развитие внимания у дошкольников.
Что такое внимание?
При занятиях с ребенком уделяют внимание не только физиологической области, но и формированию психики. При развитии внимания у дошкольников достойные результаты можно увидеть уже на второй-третьей неделе регулярных занятий.
Что же такое внимание? Почему так важно его развивать? Вниманием называют способность сознания сосредотачиваться на чем-то определенном, при отвлечении от всего остального.
Внимание может быть направлено на объект внешнего мира или на собственные мысли, чувства и переживания. Оно помогает освоить интеллектуальную деятельность, осваивать новые предметы. Улучшает успеваемость в школе.
Внимание включает в себя такие понятия, как:
- Концентрация. Это способность человека сосредоточиться определенное время на каком-то объекте или задаче.
- Объем. Способность сосредотачиваться одновременно на нескольких объектах. Обычно к трем годам дети умеют сосредотачиваться одновременно на двух или трех объектах.
- Переключаемость. Характеризуется быстротой перемещения внимания с одного предмета на другой. Взаимосвязана с силой воли человека.
- Распределяемость. Умение распределять внимание между несколькими объектами, сферами деятельности одновременно.
Внимание следует постоянно тренировать, только тогда ребенок сможет воспринимать объект избирательно. Выработает привычку правильно и быстро переключаться с одного предмета на другой. Во время сосредоточения малыш осмысляет предмет, его свойства, подключает воображение. Думает, что с выбранным объектом он сможет сделать.
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок с удовольствием познает все новое. Развитие слухового внимания у дошкольников, равно как зрительного, — процесс, который малышом воспринимается с радостью и легко усваивается.
Упражнения на внимательность включают в себя следующие направления:
- управление объемом памяти;
- навыки распределения внимания;
- умение концентрироваться;
- развитие и совершенствование внимательности.
Зачастую развитие внимания у дошкольников происходит в игровой форме и обычно нравятся детям. Но если ребенку занятия не по душе, то заставлять его не следует. Необходимо переждать время и позаниматься через несколько часов или на следующий день.
Виды внимания
Внимание бывает двух видов — непроизвольное и произвольное.
Первый вид предполагает совершение спонтанных поступков. Здесь не прилагается волевое усилие и нет предварительного осознанного намерения. Подобный вид внимания возникает на фоне внутренних и внешних раздражителей. К ним можно отнести острый или неприятный запах, яркое освещение, сильный звук. Внутренними факторами, вызывающими непроизвольное внимание, являются чувства и потребности человека, интересы личности.
Произвольное внимание относится к социальному. Оно начинает формироваться под влиянием взрослых. Развитие произвольного внимания дошкольников связано с реализацией определенных целей, которые ставит перед ребенком родитель или воспитатель. По мере взросления дети начинают ставить перед собой цели самостоятельно, прилагая для этого волевое усилие. Поэтому важно уделять достаточно много времени развитию внимания у дошкольников. Это положительным образом скажется на их дальнейшей судьбе и поможет учиться в школе.
Нарушение внимания
Определенно развитию внимания у дошкольников должно уделяться время. Иначе может произойти его нарушение, которое ведет к снижению психологической устойчивости и концентрации.
Дети с нарушенным вниманием плохо учатся, не умеют мыслить и концентрироваться. Плохо ориентируются на улице. Не способны действовать согласно инструкции и не воспринимают речь на слух. Для такого ребенка слова не несут информативного значения. Нарушенное внимание влечет за собой синдром его полного отсутствия.
Чем ребенку грозит невнимательность? Прежде всего нарушение внимания вызывает переутомление, социальную отчужденность, стресс и депрессию. Невнимательность провоцирует скандалы в семье, тяжелое восстановление после болезней. Малыши с отсутствием внимания, больше чем остальные, подвержены весенним гиповитаминозам, простудам. Как правило, такие дети мало бывают на свежем воздухе и скудно питаются.
Еще сниженное внимание не позволяет следить за происходящими событиями. Мысли таких детей перескакивают с одного объекта на другой, пропуская чистую осознанность происходящего. Дети с таким уровнем внимания тяжело выполняют новые упражнения и постоянно возвращаются к старым, уже освоенным занятиям. Такой ребенок не способен сосредотачиваться. Он быстро теряет ко всему интерес.
Лечение детей с пониженным вниманием должен проводить специалист. Назначать лекарства. Говорить, к каким средствам развития внимания дошкольников, следует прибегнуть в этом случае. Порой даже и особых усилий прилагать не потребуется. Даже упражнения на развитие внимания у дошкольников иногда способны исправить такую ситуацию.
Симптоматика невнимательности
Когда родители начинают быть тревогу и понимают, что развитию внимания ребенка дошкольника следует уделять больше времени? Этот момент наступает тогда, когда взрослые видят, что малыш не умеет вообще сосредотачиваться на нескольких объектах. Ребенок постоянно отвлекается, ему трудно собраться и усидеть на месте. О недостатке внимательности говорит и неспособность сконцентрироваться на определенном объекте или деятельности. О невнимательности говорит и плохая переключаемость с одного рода увлечения на другой. Вопросы возникают и тогда, когда ребенок не может выполнять несколько видов деятельности одновременно, не может сосредоточиться по требованию взрослого человека и рассеян.
Есть такое понятие, как «кризис внимания». Оно подразумевает под собой способность ребенка воспринимать устную речь не полностью, а частями, через определенный период времени. Как правило, ребенок сосредоточен только первые 15 минут. Затем детский мозг отключается на 2-3 минуты. Следующая партия информации воспринимается уже на протяжении 12 минут, то есть на три минуты меньше, потом наступает очередной «кризис внимания». Далее идет третий «кризис», завершающий. Через десять минут мозг ребенка полностью перестает воспринимать устную речь. Он чувствует усталость и сонливость.
Во время занятий следует учесть данную особенность некоторых детей, и в моменты, когда мозг перестает воспринимать информацию, ребенка следует переключить на другую деятельность. Устроить физкультминутку, пошутить, помочь малышу снять напряжение и расслабиться.
Этапы развития внимания
К развитию внимания ребенка-дошкольника существует свой особый подход. Занятия должны проходить в комфортной обстановке. Ребенку лучше рассказать содержание предстоящих упражнений. Малыш должен иметь позитивный настрой и настроиться на доверительное общение.
Развитие внимания у ребенка проходит в несколько этапов:
- В первый год жизни у малышей развито только непроизвольное внимание.
- На втором году кроха начинает интенсивнее изучать внешний мир, исследует все вокруг. Именно в этот период жизни закладываются первые зачатки произвольного внимания.
- С третьего года жизни дети способны следовать несложным инструкциям. Ищут глазами нужный им предмет.
- На четвертый и пятый год жизни ребенок способен действовать по словесной инструкции. Может целенаправленно искать предмет. Умеет анализировать свойства объекта. Устанавливать его связь с окружающим миром.
- В пять-шесть лет ребенок начинает совершенствовать свои желания. Для их исполнения он вырабатывает определенные инструкции.
- В семилетнем возрасте волевое желание формируется полностью. Объем информации, способность концентрироваться и устойчивость внимания будут меняться, совершенствоваться по мере взросления.
При развитии внимания ребенка-дошкольника следует воспользоваться специальными играми и упражнениями, которые направлены на совершенствование данной области психики человека. Чтобы ребенку не надоедали занятия, физические и умственные упражнения должны чередоваться.
Развитие внимания у дошкольников
Особенности развития внимания у детей состоят в том, что ребенок в данный период жизни становится послушным. С удовольствием учится и изучает внешний мир. Стремится к самостоятельности. Таким детям нужно позволять делать что-то самим. Учить доводить дело до конца. Позволить малышу высказывать свои желания и мысли. В этот момент важно помочь малышу создать свой мир на бумаге или с помощью конструктора. Таким образом ребенок учится правильно реагировать, сопереживать и понимать людей.
Развитие произвольного внимания старших дошкольников состоит в возможности участвовать в сюжетно-ролевых играх. Это могут быть сцены из различных сказок. Игры в больницу, магазин или войну. Главное, помочь малышу составить план действий, распределить роли в игре. Научить правильно общаться. Именно в таких играх малыш учится концентрировать свое внимание.
При создании математических занятий для детей следует учесть, что дошкольник уже знаком с простыми геометрическими фигурами, способен расставить цифры до десяти в нужном порядке, умеет отличать большой предмет от маленького и сравнивать количество предметов.
Логические занятия должны учить сосредотачиваться на определенном объекте. Это может быть поиск отличий между двумя картинками, собирание несложного пазла или конструктора по образцу. Можно предложить малышу обобщить предметы по схожим характеристикам, пересказать сказку, перечислить название городов и стран, охарактеризовать определенный фрукт или овощ. Главное, чтобы занятие было интересное и смогло на 10 минут увлечь ребенка.
Развитие внимания дошкольника: игры и упражнения
Каждый возраст ребенка имеет свои нюансы. При развитии внимания у старших дошкольников следует учесть, что дети в этом возрасте хорошо разговаривают и умеют строить предложения. Чувствуют интонацию, воспринимают музыку, воспроизводят различные движения, а также с удовольствием лепят, рисуют, клеят, делают поделки, помогают в работе по дому.
При развитии внимания у дошкольников должны задействоваться и подвижные игры. Полезна утренняя гимнастика, «вышибалы» и другие игры с мячом. Они учат концентрироваться сразу на нескольких раздражителях.
Активные физические упражнения на развитие внимания у старших дошкольников могут быть следующими, это:
- Подражание. Здесь дети располагаются по кругу. Ведущий находится в центре и говорит определенные слова. Например, при слове «зайчик» дети должны прыгать и т. д.
- Ухо-нос. Называется определенная часть тела, и дети должны схватиться за упоминаемый орган.
- Зеваки. Дети идут по кругу. Как только раздастся хлопок, они должны перевернуться, а тот, кто зазевался, выбывает.
Занятия должны проходить спокойно, без чрезмерной активности. Дети не должны толкать друг друга и быстро передвигаться, во избежание ушибов и повреждений.
Упражнение на развитие внимания у дошкольников может происходить и по ниже предложенным схемам:
- «Что исчезло?» Перед ребенком ставят несколько предметов и дают время на их изучение. Затем просят малыша отвернуться и убирают одну игрушку. Дошколенок должен назвать недостающий предмет.
- «Найти игрушку». Нужно спрятать игрушку, после чего объяснить, где она находится. И ребенок, опираясь на словесное описание, должен найти спрятанную вещь.
- «Отличия». Малышу показывают две похожие картинки и просят найти отличия.
- «Дни недели». В быстром темпе называются дни недели, и при упоминании выходных ребенок должен захлопать в ладоши.
- Обвести картинку. Следует из точек нарисовать изображение. Малыш должен соединить точки непрерывной линией так, чтобы получился рисунок.
Занятия с детьми на развитие внимания
Развивать внимание дошкольников следует весело. Упражнения должны увлекать и быть приятными для малыша. Интересными для детей могут быть следующие занятия:
- Задание нарисовать город, дорогу, дом, зайчика и т. д. Если ребенок не любит рисовать, то можно попросить слепить фигурку из пластилина. Некоторые дети с удовольствием клеят или вырезают.
- Для выполнения этого задания подойдет любой листок из старой книги или газеты. В нем нужно попросить ребенка зачеркнуть определенную букву. Например, букву «а» или «е». Со временем задание можно усложнить, попросив одну букву зачеркнуть, а вторую подчеркнуть.
- Можно разработать вместе с ребенком для занятия план действий и четко следовать ему. Допустим, у ребенка сначала будет рисование, затем лепка, а потом трудовые поручения по дому.
- Внимание развивает поиск ошибки в картинках. Например, на ели можно нарисовать яблоки, а на яблоне — шишки.
- Можно расположить перед ребенком несколько предметов. Затем накрыть их, а ребенок по памяти должен воспроизвести те вещи, что лежали перед ним. Считается, что если дошколенок назовет 6-7 предметов, то это уже хорошо.
- Расположение предметов. Разложить на столе несколько предметов, ребенок их изучит. Потом следует попросить малыша закрыть глаза. Следует изменить порядок расположения вещей. Ребенок должен воспроизвести по памяти предыдущее расположение предметов.
- Помогает концентрировать внимание заучивание стиха при включенном звуковом раздражителе. Например, при работающем телевизоре.
- «Не ошибись». Взрослый произносит набор слов, а ребенок должен при озвучивании определенных предметов хлопать в ладоши. Например, при названии овощей, транспорта или одежды.
- Хороший результат обучения дает «цифровая» таблица. На листе бумаги располагают в хаотичном порядке цифры от 1 до 10 или 20. Ребенок считает по порядку, указывая на цифры.
- «Топ-хлоп». При произношении правильных фраз ребенок топает, если услышит неправильную, то хлопает.
- При прослушивании сказки взрослый стучит несколько раз в молоток. Ребенок должен сосчитать, сколько раз он услышал стук молотка.
- Ребенок вслед за взрослым повторяет движения. Заранее определяются манипуляции, которые малыш выполнять не должен. Как только малыш повторит запрещенное движение, то он проиграл.
На развитие памяти и внимания дошкольника нужно выделять время, иначе в школе ребенок столкнется с трудностями в освоении новых предметов, не будет усидчивым и с трудом будет поддаваться обучению.
Дыхательные упражнения
Упражнения с контролем за дыханием так же важны для развития внимания дошкольников, как и все остальные. Для чего проводятся подобные упражнения? Прежде всего для того, чтобы наладить ритм дыхания и улучшить функции самоконтроля. Дыхательные упражнения, помогающие развить внимательность, выглядят следующим образом:
- «Воздушный шар». Для его выполнения нужно расслабить живот. После чего ребенку предлагается произвести вдох и надуть живот, имитируя нахождение шара в животе. Проделать упражнение следует несколько раз.
- Поочередное вдыхание воздуха. Закрыв правую ноздрю, начинают дышать левой и, наоборот, закрыв левую ноздрю, дышат правой. Это упражнение стимулирует работу полушарий головного мозга.
- Поочередное вдыхание и выдыхание воздуха через нос. Это упражнение похоже на предыдущее и отличается от него тем, что вдыхать воздух нужно через одну ноздрю, а выдыхать через другую.
- Вдыхание воздуха с закрытыми и открытыми глазами. При выполнении данного упражнения при вдохе ребенок должен открыть глаза, при выдохе их закрыть. После нескольких повторений вдох производят с закрытыми глазами, выдох с открытыми.
Эти упражнения, как и предыдущие, направлены на развитие произвольного внимания у дошкольников. Главное, выполнять их регулярно, тогда результат не заставит себя ждать.
Правила развития внимательности
Методик, направленных на развитие внимания у дошкольников, множество, а при их освоении действуют несколько одинаковых принципов:
- Постепенность. Не стоит начинать занятия сразу со сложных упражнений. Здесь хороша постепенность, и стоит придерживаться принципа «от простого к сложному».
- Запоминание правил. Малыш должен не только следовать словесным требованиям взрослых, но и сам запоминать правила. Держать их в голове, чтобы в дальнейшем он мог самостоятельно выполнить задание, без контроля взрослых людей.
- Контроль своих действий. Ребенок во время занятий должен следить и контролировать свои действия. Выстраивать алгоритм выполнения задания. Уметь создать последовательность своих шагов в своей голове и озвучивать их вслух. Малыш должен научиться следовать инструкции.
- Без насилия. К занятиям принуждать ребенка не стоит. Если у малыша нет настроения, то следует позаниматься с ним в другое время. Если какое-то упражнение ребенку не по душе, то следует заменить его на другое. Главное, чтобы занятия малышу нравились.
Развитию внимания, памяти и мышления у дошкольников родители должны уделять много времени. Тогда школа будет доставлять радость ребенку, а учеба даваться легко, а преодоление трудностей при получении знаний не вызовет отрицательных эмоций.