Применяется датчик фаз на ВАЗ-2114 для корректировки угла опережения зажигания и момента впрыска топлива. С его помощью электронный блок управления двигателем снимает информацию о частоте вращения распределительного вала. Второе название устройства – датчик распределительного вала. Впервые на автомобилях ВАЗ-2114 его начали использовать в 2007 году, до этого система управления функционировала с одним датчиком вращения коленчатого вала. Но использование дополнительного устройства позволяет добиться максимальной мощности и минимального расхода топлива.
Особенности датчика фаз
Устанавливается прибор напротив шестерни распределительного вала. На ней нет одного зуба – именно с помощью такой нехитрой особенности получается зафиксировать частоту вращения. Датчик фаз функционирует благодаря эффекту Холла, как и аналогичное устройство в распределителях зажигания бесконтактного типа. От датчика поступает сигнал на вход электронного блока управления – там происходит преобразование и выбор рабочих параметров.
Все исполнительные устройства начинают работать строго по топливной карте, заложенной в памяти блока управления. При поломке датчика фаз на ВАЗ-2114 происходит переход в функционирование в аварийном режиме – используются только сигналы с прибора, установленного на коленчатом валу. При этом эффективность работы двигателя и мощность снижаются, увеличивается расход бензина.
Почему ломается датчик
Если появляются ошибки датчика фаз ВАЗ-2114 (Р0343 или Р0340), нужно проверить его работоспособность. Первое – это визуальный осмотр на предмет наличия механических повреждений. Второе – проверить все цепи питания и управления. Датчик фаз на четырнадцатых выходит из строя по таким причинам:
Чтобы выявить большую часть повреждений, достаточно только визуально осмотреть прибор. Но в некоторых случаях потребуется наличие мультиметра – этого вполне достаточно, чтобы осуществить диагностику системы.
Признаки поломок
Поставить однозначный диагноз можно, если провести диагностику. Многие признаки неисправности датчика фазы ВАЗ-2114 характерны и для поломок других узлов. Вот основные:
Как упоминалось ранее, аварийный режим отличается тем, что вся работа системы происходит исключительно на данных, поступающих от датчика на коленчатом валу.
В этом режиме нельзя осуществить фазированный впрыск топливной смеси, только парный получается реализовать. В результате – сильный перерасход топлива и снижение динамических характеристик автомобиля. Провести ремонт датчика нельзя, поможет только полная замена. Стоимость нового прибора в магазинах составляет около 500 рублей.
Диагностика датчика
Прежде чем осуществить замену датчика фаз на ВАЗ-2114, необходимо продиагностировать старый. Вполне возможно, что причина поломки кроется в проводах, соединяющих его с электронным блоком управления. На автомобилях ВАЗ-2114 устанавливаются двигатели с 8 или 16 клапанами. Датчики используются тоже различные.
Для диагностики нужен только мультиметр. Процедура проверки датчика на моторе V8 выглядит так:
На моторах V16 диагностика немного отличается – на выводе «В» изначально должно быть напряжение 0,4 В, а при воздействии металлического предмета оно повышается до 0,9 В.
Проведение замены
Располагается устройство в правой части мотора, рядом с корпусом воздушного фильтра. Крепление производится при помощи одного болта. Чтобы произвести замену датчика фаз на ВАЗ-2114, необходимо отключить аккумуляторную батарею и отсоединить колодку.
При помощи ключа на 10 нужно выкрутить болт, которым закреплен датчик, после чего снять его. Новый ставится в обратном порядке. Обязательно очистите все поверхности, к которым прилегает устройство – попадание металлической стружки или пыли может привести к тому, что датчик перестанет работать. После замены запустите двигатель и проверьте его работу — ошибки должны пропасть.