Основные задачи направления речевого развития в детском саду

Дети

Развитие речи в подготовительной группе детского сада — это одно из самых важных направлений в обучении дошкольников. Именно этому процессу коллектив педагогов уделяет много внимания, как во время проведения занятий, так и в повседневной деятельности на протяжении всего периода пребывания ребенка в заведении. Развитие умения общаться, высказывать свои мысли — это фундамент для дальнейшего успешного овладения детьми знаниями и умениями. В данной статье говорится об организации речевой среды для будущих первоклассников в стенах детского сада. Здесь описаны различные методы развития навыков говорения и общения. Информация, представленная в статье, станет хорошей подсказкой не только для воспитателей дошкольного заведения, но и для родителей.

Основные задачи направления речевого развития в детском саду

Основные задачи направления речевого развития в детском саду

Раздел программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Развитие речи» в подготовительной группе включает в себя следующие цели:

  • формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса;
  • развитие окружающей дошкольника речевой среды;
  • выработка культуры общения;
  • формирование связной речи ;
  • усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.

О том, как добиться развития всех вышеперечисленных умений и навыков у шестилетнего ребенка, узнаем из дальнейшей информации.

Основные задачи направления речевого развития в детском саду

Способы формирования речевого развития будущих первоклассников

Задача педагогов и родителей шестилетнего ребенка заключается не только в том, чтобы научить его говорить, но и дать ему всестороннее развитие. Средства развития речи дошкольников, представленные ниже, помогут выполнить эти пункты. Они включают в себя такие моменты:

  • Общение с ровесниками и взрослыми людьми.
  • Нахождение ребенка в культурной языковой среде.
  • Обучение родному языку на занятиях.
  • Знакомство с произведениями художественной литературы и искусства на родном языке.
  • Методы, применяемые для формирования у детей речевых навыков

    Ребенок 6-7 лет по-прежнему любит играть. Поэтому, чтобы процесс получения знаний у него проходил успешно, они должны подаваться в интересной форме. Что же сможет увлечь малыша? Методика развития речи дошкольников включает в себя такие интересные приемы подачи информации и достижения успешной результативности обучения:

    1. Наглядные методы:

    • наблюдение во время экскурсий и прогулок;
    • рассматривание отдельного предмета, сюжетной картины или фотографии;
    • словесное описание игрушек и изображений;
    • пересказ по сюжетной картинке, диафильму, по группе предметов.

    Основные задачи направления речевого развития в детском саду

    2. Словесные методы:

    • чтение и пересказ художественных произведений;
    • рассказывание с опорой на наглядный материал и без него;
    • заучивание стихов и маленьких отрывков прозы наизусть;
    • обобщающая беседа по смыслу сказки, рассказа;
    • составление рассказа по группе картинок.

    3. Практические методы:

    • дидактические игры на развитие речи дошкольников;
    • инсценировки;
    • игры-драматизации;
    • пластические этюды с комментированием;
    • хороводные игры.

    О том, как на практике добиться желаемого эффекта в развитии речи дошкольников-шестилеток, пойдет речь в следующей части статьи. Описания упражнений и игр, представленных далее, помогут родителям и воспитателям добиться отличных результатов в этом направлении.

    Основные задачи направления речевого развития в детском саду

    Работа над звукопроизношением

    Занятия по развитию речи с детишками старшего дошкольного возраста включают в себя упражнения на дифференциацию определенных звуковых групп: звонких и глухих, шипящих и свистящих, твердых и мягких. Представляем вам несколько примеров таких игр.

  • «Повтори». Малышу предлагают повторить слова, похожие по произношению, за взрослым: мак-бак-так, дам-дом-дым и т. п. Цель этого задания — заставить ребенка четко произносить звуки, тем самым добиваться того, чтобы он их различал и слышал, в чем разница.
  • «Похоже или не похоже». Из группы слов дошкольник должен выделить одно, которое по звучанию резко отличается от всех остальных. Примеры: «мак-бак-так-баран», «лимон-бутон-сом-вагон» и т. п.
  • «Поймай звук». Цель упражнения — научить ребенка слышать заданный гласный или согласный и выделять его из потока. Правило игры: хлопнуть в ладоши, когда услышишь «А». Примерный звуковой поток: У-А-М-Р-А-Л-О-Т-А-Б-Ж-С-А-А-О-К и т. д.
  • «Найди картинку по первому звуку». Ребенку дают несколько карточек с изображением предметов. Взрослый называет звук, а малыш выбирает тот предмет, в названии которого он является первым. Аналогичным образом выполняется задание на определение последнего звука в слове.
  • Выполнение таких упражнений учит ребенка не только слышать звуки, но и вычленять их из общего потока, выполнять звуковой анализ слова. А успешное овладение фонематической структурой слов — залог грамотного письма в дальнейшем.

    Основные задачи направления речевого развития в детском саду

    Развитие речи в подготовительной группе детского сада: интонационная сторона

    Ритм, мелодика, сила голоса, тембр, темп речи — это те элементы, которые делают общение живым и ярким. Важно с раннего возраста научить малыша правильно пользоваться звуковой стороной речи. Для этого можно использовать упражнения, представленные ниже.

  • «Закончи фразу». Ребенку предлагается подобрать рифму к выражению. Примеры: «Где ты, Танечка, была?» (ответ: «С бабушкой домой ушла»), «Наш зубастый крокодил…» (ответ: «Шляпу взял и проглотил»). Подбор созвучных слов в данном упражнении не только развивают интонационную выразительность, но и учит воспринимать поэтическую речь.
  • «Расскажи сказку». Ребенку нужно не просто передать словами сюжет произведения, но и воспроизвести интонацию голоса того или иного героя.
  • «Скажи слово медленно/быстро». Это задание помогает развивать темп речи. Когда ребенок научится выговаривать слова, задание усложняется. Его просят произнести целое предложение в определенном темпе.
  • «Большое и маленькое животное». С помощью этой игры малыш научится управлять силой голоса. Ему предлагается показать, как рычит маленькая собака (или любое другое животное), а затем большая.
  • Основные задачи направления речевого развития в детском саду

    Обогащение активного словарного запаса

    Занятия по развитию речи в подготовительной группе в этом направлении имеют цель научить ребенка подбирать антонимы, синонимы, различать многозначные слова и уметь правильно их использовать в речи. Добиться успешного результата в этом помогут упражнения и дидактические игры. Примеры некоторых из них представлены в перечне ниже.

  • «Найди слово противоположное по смыслу» (антонимы). Например: «Снег белый, а земля…».
  • «Придумай предложение к картинке» (многозначные слова). У ребенка лежат предметные карточки с изображением лука (овоща) и лука (оружия). Ему нужно составить предложение с данными понятиями.
  • «Скажи по-другому» (подбор синонимов). Взрослый говорит: «Большой». Дети должны подобрать к нему слова, близкие по значению: огромный, громадный, великан и т. п.
  • Эти и другие подобные дидактические упражнения воспитатели детского сада могут включать в конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе как метод обучения детей.

    Основные задачи направления речевого развития в детском саду

    Формирование грамматического строя речи

    Развитие речи шестилеток в этом направлении включает в себя работу по обучению дошкольников применять слово в речи в правильном числе, роде и падеже. Также уже в этом возрасте дети должны знать несклоняемые слова (пальто, пианино). Занятия по развитию речи в подготовительной группе обязательно включают в себя упражнения на обучение грамотного употребления «трудных» глаголов: «раздеть-снять», «одеть-надеть». Добиться правильного применения в общении этих понятий можно только путем постоянного закрепления полученных знаний в игровой деятельности и повседневной жизни. Например, во время сборов на прогулку предложите ребенку рассказать, что он делает (надевает шапку, одевает куклу и т. п.).

    Развитие речи в подготовительной группе включает в себя также обучение словообразованию. Малыши очень любят игры такого плана: «Назови детеныша от названия его мамы» (у ежика — ежонок, но у лошади — жеребенок), «Придумай слово длиннее» (весна — весенний, веснушки).

    Основные задачи направления речевого развития в детском саду

    Формирование умения строить связные высказывания

    Описания, рассуждения, повествования — это основа речи. После того как ребенок начал говорить, задача родителей и педагогов — научить его правильно строить из слов предложения, а из предложений — связный текст. С самого раннего детства малыш должен слышать вокруг себя грамотную речь. Для этого с ним нужно много разговаривать, читать книжки, смотреть и комментировать развивающие мультфильмы. На занятиях в детском саду и дома для развития связной речи в этом направлении рекомендуется использование дидактических упражнений. Педагог-воспитатель может смело ввести их в план-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассмотрим несколько примеров таких игр.

  • «Придумай продолжение истории». Ребенку показывается одна сюжетная картина. Он описывает то, что видит, а затем разворачивает сюжет далее.
  • «Разложи картинки в правильной последовательности и составь рассказ».
  • «Что было до этого?» Дошкольник видит картинку, на которой изображен финал истории. Ему нужно придумать ее начало.
  • «Нарисуй сказку». Ребенку читают небольшое произведение, а затем просят проиллюстрировать услышанное. По окончании творческого процесса малыш пересказывает сказку по своей картинке.
  • Основные задачи направления речевого развития в детском саду

    Показатели успешного развития речи дошкольника

    На конец учебного года в подготовительной группе ребенок должен знать и уметь:

    • строить связный рассказ по предложенной картине;
    • пересказывать небольшие художественные произведения;
    • поддерживать беседу со взрослыми и сверстниками;
    • использовать в своей речи слова вежливости;
    • отвечать на вопросы полным предложением.
    Оцените статью
    Добавить комментарий

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.