Развитие речи в подготовительной группе детского сада — это одно из самых важных направлений в обучении дошкольников. Именно этому процессу коллектив педагогов уделяет много внимания, как во время проведения занятий, так и в повседневной деятельности на протяжении всего периода пребывания ребенка в заведении. Развитие умения общаться, высказывать свои мысли — это фундамент для дальнейшего успешного овладения детьми знаниями и умениями. В данной статье говорится об организации речевой среды для будущих первоклассников в стенах детского сада. Здесь описаны различные методы развития навыков говорения и общения. Информация, представленная в статье, станет хорошей подсказкой не только для воспитателей дошкольного заведения, но и для родителей.
- Основные задачи направления речевого развития в детском саду
- Способы формирования речевого развития будущих первоклассников
- Методы, применяемые для формирования у детей речевых навыков
- Работа над звукопроизношением
- Развитие речи в подготовительной группе детского сада: интонационная сторона
- Обогащение активного словарного запаса
- Формирование грамматического строя речи
- Формирование умения строить связные высказывания
- Показатели успешного развития речи дошкольника
Основные задачи направления речевого развития в детском саду
Раздел программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Развитие речи» в подготовительной группе включает в себя следующие цели:
- формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса;
- развитие окружающей дошкольника речевой среды;
- выработка культуры общения;
- формирование связной речи ;
- усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.
О том, как добиться развития всех вышеперечисленных умений и навыков у шестилетнего ребенка, узнаем из дальнейшей информации.
Способы формирования речевого развития будущих первоклассников
Задача педагогов и родителей шестилетнего ребенка заключается не только в том, чтобы научить его говорить, но и дать ему всестороннее развитие. Средства развития речи дошкольников, представленные ниже, помогут выполнить эти пункты. Они включают в себя такие моменты:
Методы, применяемые для формирования у детей речевых навыков
Ребенок 6-7 лет по-прежнему любит играть. Поэтому, чтобы процесс получения знаний у него проходил успешно, они должны подаваться в интересной форме. Что же сможет увлечь малыша? Методика развития речи дошкольников включает в себя такие интересные приемы подачи информации и достижения успешной результативности обучения:
1. Наглядные методы:
- наблюдение во время экскурсий и прогулок;
- рассматривание отдельного предмета, сюжетной картины или фотографии;
- словесное описание игрушек и изображений;
- пересказ по сюжетной картинке, диафильму, по группе предметов.
2. Словесные методы:
- чтение и пересказ художественных произведений;
- рассказывание с опорой на наглядный материал и без него;
- заучивание стихов и маленьких отрывков прозы наизусть;
- обобщающая беседа по смыслу сказки, рассказа;
- составление рассказа по группе картинок.
3. Практические методы:
- дидактические игры на развитие речи дошкольников;
- инсценировки;
- игры-драматизации;
- пластические этюды с комментированием;
- хороводные игры.
О том, как на практике добиться желаемого эффекта в развитии речи дошкольников-шестилеток, пойдет речь в следующей части статьи. Описания упражнений и игр, представленных далее, помогут родителям и воспитателям добиться отличных результатов в этом направлении.
Работа над звукопроизношением
Занятия по развитию речи с детишками старшего дошкольного возраста включают в себя упражнения на дифференциацию определенных звуковых групп: звонких и глухих, шипящих и свистящих, твердых и мягких. Представляем вам несколько примеров таких игр.
Выполнение таких упражнений учит ребенка не только слышать звуки, но и вычленять их из общего потока, выполнять звуковой анализ слова. А успешное овладение фонематической структурой слов — залог грамотного письма в дальнейшем.
Развитие речи в подготовительной группе детского сада: интонационная сторона
Ритм, мелодика, сила голоса, тембр, темп речи — это те элементы, которые делают общение живым и ярким. Важно с раннего возраста научить малыша правильно пользоваться звуковой стороной речи. Для этого можно использовать упражнения, представленные ниже.
Обогащение активного словарного запаса
Занятия по развитию речи в подготовительной группе в этом направлении имеют цель научить ребенка подбирать антонимы, синонимы, различать многозначные слова и уметь правильно их использовать в речи. Добиться успешного результата в этом помогут упражнения и дидактические игры. Примеры некоторых из них представлены в перечне ниже.
Эти и другие подобные дидактические упражнения воспитатели детского сада могут включать в конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе как метод обучения детей.
Формирование грамматического строя речи
Развитие речи шестилеток в этом направлении включает в себя работу по обучению дошкольников применять слово в речи в правильном числе, роде и падеже. Также уже в этом возрасте дети должны знать несклоняемые слова (пальто, пианино). Занятия по развитию речи в подготовительной группе обязательно включают в себя упражнения на обучение грамотного употребления «трудных» глаголов: «раздеть-снять», «одеть-надеть». Добиться правильного применения в общении этих понятий можно только путем постоянного закрепления полученных знаний в игровой деятельности и повседневной жизни. Например, во время сборов на прогулку предложите ребенку рассказать, что он делает (надевает шапку, одевает куклу и т. п.).
Развитие речи в подготовительной группе включает в себя также обучение словообразованию. Малыши очень любят игры такого плана: «Назови детеныша от названия его мамы» (у ежика — ежонок, но у лошади — жеребенок), «Придумай слово длиннее» (весна — весенний, веснушки).
Формирование умения строить связные высказывания
Описания, рассуждения, повествования — это основа речи. После того как ребенок начал говорить, задача родителей и педагогов — научить его правильно строить из слов предложения, а из предложений — связный текст. С самого раннего детства малыш должен слышать вокруг себя грамотную речь. Для этого с ним нужно много разговаривать, читать книжки, смотреть и комментировать развивающие мультфильмы. На занятиях в детском саду и дома для развития связной речи в этом направлении рекомендуется использование дидактических упражнений. Педагог-воспитатель может смело ввести их в план-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассмотрим несколько примеров таких игр.
Показатели успешного развития речи дошкольника
На конец учебного года в подготовительной группе ребенок должен знать и уметь:
- строить связный рассказ по предложенной картине;
- пересказывать небольшие художественные произведения;
- поддерживать беседу со взрослыми и сверстниками;
- использовать в своей речи слова вежливости;
- отвечать на вопросы полным предложением.