Организация особенного подхода к самым маленьким

Дети

Неуклонный рост количества детей, требующих своевременного вмешательства в их систему развития со стороны педагогов и детских психологов, вносит коррективы в учебно-воспитательный процесс дошкольных и школьных учебных заведений. В расписании занятий и уроков появляется новая форма образовательной деятельности под названием коррекционно-развивающее занятие.

Организация особенного подхода к самым маленьким

Организация особенного подхода к самым маленьким

Проблемы некоторых дошкольников становятся видимыми уже с момента их поступления в детское образовательное учреждение. На фоне сверстников такие малыши выделяются недостаточной сформированностью некоторых функций и навыков. В том случае, если речь идёт о младших дошкольниках, то ребёнку требуется, в основном, усиленное наблюдение психолога. Специфика развития маленьких детей в силу своей волнообразности не даёт однозначной реальной картины уровня психического развития малыша. Индивидуальные занятия с младшими дошкольниками и с детьми раннего возраста целесообразно планировать и проводить в направлении улучшения адаптации ребёнка к условиям учебного учреждения.

Организация особенного подхода к самым маленьким

Место индивидуального плана в учебном расписании детского сада

Направленная система индивидуальных занятий, как правило, входит у специалистов в активную фазу в средний и старший дошкольный период. Так называемые «проблемные дети» уже требуют вмешательства и коррекции недостатков развития, что и учитывают психологи, составляя конспект коррекционно-развивающего занятия. Специалисты строят работу, исходя из ранее выявленных проблем ребёнка. В дошкольном возрасте, по статистике, недостатки выявляются, в первую очередь, в уровне речевого развития, психоречевого развития, эмоционально-волевых нарушений, патологии сформированности уровня отдельных психических процессов. Детский специалист-психолог или реабилитолог после детального обследования определяет коррекционный маршрут и планирует коррекционно-развивающие занятия с детьми.

Исправление недостатков интеллектуального развития ребёнка

Воспитатели в ходе образовательного процесса время от времени обращают внимание на детей, которые отличаются от общей массы сверстников тем, что либо абсолютно не интересуются происходящим на занятиях, либо не успевают за другими детьми, но есть и такие, которые стараются, но безрезультатно. Психологи считают, что проблема таких малышей в недостаточном уровне интеллектуального развития, который возникает в силу различного ряда причин. Определить сами причины и недостатки – приоритетная задача специалистов психологической службы и дефектологов. На основании проведённого диагностического обследования специалисты строят коррекционное воздействие и разрабатывают систему занятий с детьми. Коррекционно-развивающие занятия для дошкольников проводятся с подгруппой и индивидуально, в зависимости от выявленной проблемы. В подгруппы объединяют нескольких малышей с одной проблемой развития. Занятия с детьми, имеющими недостатки в интеллектуальном развитии, проводятся 1-2 раза в неделю, длительность занятий не должна превышать установленные временные нормы.

Организация особенного подхода к самым маленьким

Рекомендации специалистов по планированию исправления недостатков познавательной сферы

Психогигиенические основы обучения, разработанные детскими психологами, рекомендуют планировать коррекционно-развивающее занятие для младших школьников в первой половине дня, в период с 10.00 до 12.00. Это время считается наиболее продуктивным для стимулирования интеллектуальных функций мозга, а также для усиленных занятий умственным трудом. При этом стоит учитывать также и день недели, отведённый для коррекционных занятий. Понедельник абсолютно не подходит для усиленных умственных нагрузок, так как этот день считается днём врабатывания, и потенциал мозговой деятельности невелик. Во вторник и среду мозговая активность стабилизируется, поэтому занятия, проведённые в эти дни, отличаются высокой продуктивностью. Четверг, по мнению педагога-новатора Шаталова, — так называемая «энергетическая яма». Коррекционно-развивающее занятие по компенсированию недостатков в интеллектуальной сфере на этот день планировать и проводить категорически не рекомендуется. Соответственно, пятница отличается новым подъёмом продуктивной активности мозга и подходит для умственных занятий. Следовательно, правильным выбором для проведения коррекции недостатков интеллектуальных функций у детей будут вторник, среда и пятница. В том случае, если малышу в силу его особенностей занятия требуются ежедневно, в понедельник и четверг следует проводить несложные игровые упражнения.

Организация особенного подхода к самым маленьким

Исправление недостатков эмоционально-волевой сферы

Не реже встречаются и нарушения в эмоционально-волевой сфере дошкольников. Проявляется это в поведенческих отклонениях, неспособности самостоятельно регулировать свои волевые импульсы и управлять эмоциями. Такие дети считаются слишком активными, непоседливыми, непослушными, задиристыми, подчас агрессивными. Такая проблема также требует вмешательства детских специалистов, несмотря на то что большинство родителей отрицают очевидные нарушения и отказываются от помощи психолога, считая, что такие проявления со временем проходят сами. К сожалению, без квалифицированной помощи они только усугубляются, переходят со временем в трудновоспитуемость и девиантные проявления. Коррекционно-развивающие занятия для дошкольников с нарушениями эмоционально-волевой сферы проводятся также два раза в неделю. Кроме специалистов, усилия на исправление поведенческих проявлений направляют также воспитатели группы, действующие в соответствии с рекомендациями специалистов психологической службы.

Организация особенного подхода к самым маленьким

Рекомендации специалистов по планированию работы с детьми с отклоняющимся поведением

Для коррекции поведенческих негативных проявлений напряжённой умственной нагрузки не требуется, поэтому проводить коррекцию отклоняющегося от нормы поведения можно в любой день недели, как в первую, так и во вторую половину дня. Первыми коррекционными мероприятиями с такими дошкольниками будут индивидуальные занятия. Параллельное воздействие оказывает педагог группы в коллективе малышей, совместно скорректированные действия ускоряют проявление позитивной динамики. После проведения необходимого курса индивидуальных взаимодействий психолога с ребёнком специалист решает, когда малыш готов приобретённые навыки самоконтроля и саморегуляции закрепить в коллективе сверстников. Далее коррекционно-развивающее занятие планируется с учётом работы с группой детей, особенное внимание уделяется конструктивной социализации ребёнка с отклонениями в поведении. Совместная работа педагога с психологом продолжается до тех пор, пока ребёнок научится регулировать поведенческие реакции самостоятельно.Организация особенного подхода к самым маленьким

Учёт возрастных особенностей при планировании коррекционных мероприятий

Психологические особенности ребёнка определённой возрастной категории должны в обязательном порядке учитываться в тот момент, когда планируется коррекционно-развивающее занятие для младших школьников и детей дошкольного возраста. Ведущей деятельностью малышей этого возраста является игровая. Педагоги в обязательном порядке включают в свои занятия игровые моменты и элементы. Коррекционные мероприятия строятся также по этому принципу, при этом план занятий составляется заранее. Тематическое планирование подразумевает поэтапное составление расписания занятий с указанием тематики. В обязательном порядке учитываются ожидаемые результаты коррекционного воздействия, для этого в конце занятия планируется проведение рефлексии или обратной связи.

Основные принципы рационального планирования

Учитывая эти требования, план-конспект занятия для дошкольников будет составляться по следующему принципу:

  • Приветствие. Вводная часть.
  • Игровой момент, подведение к основной части занятия.
  • Коррекционные или развивающие упражнения-игры.
  • Закрепление, игровой момент.
  • Рефлексия, обратная связь.

При планировании игрового момента психологи учитывают использование элементов арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии, так как эти психотерапевтические методики давно доказали свою эффективность в работе с детьми дошкольного возраста. Коррекционно-развивающее занятие, в которое включены элементы этих методов, достаточно эффективно используется детскими специалистами для работы с различными патологиями.

Организация особенного подхода к самым маленьким

Коррекционная работа в начальной школе

К сожалению, не все недостатки развития ребёнка удаётся своевременно устранить до поступления ребёнка в школу. Некоторые дети несут свои проблемы из детского сада в первый класс. Поэтому школьные специалисты психологической службы, сталкиваясь с проблемными детьми, организовывают им специальное сопровождение в сотрудничестве с классным руководителем. Образное мышление ученика младших классов располагает детей к игровой деятельности, поэтому программа коррекционно-развивающих занятий строится с учётом этих возрастных особенностей. Принцип построения отдельных занятий будет примерно таким же, как и занятий для дошкольников, но с расширенными возможностями для ребёнка:

  • Приветствие. Вводная часть, сообщение темы занятия.
  • Информационное сообщение, игровой момент.
  • Коррекционные игровые упражнения.
  • Закрепление с использованием психотерапевтических методик.
  • Получение обратной связи.

План-конспект занятия для младших школьников может включать также элементы арт-терапии, сказкотерапии с использованием мультимедийных технологий, цветотерапии.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.