Огурцы на платках, гжель и другие: откуда появились вещи, которые считаются исконно-русскими

Есть некоторые вещи, называемые везде в мире «русскими», хотя это вовсе не так. Они действительно приобрели «вторую жизнь» на Руси, стали известными и вошли в историю, но изобретены были в других местах. Хотя именно благодаря русским людям обо всех этих вещах сейчас знают многие, а не только историки.

Русские валенки на самом деле монголо-татарские

Валенки во всем мире являются символом России (наряду с шапкой-ушанкой), но это совсем не русская обувь. Во время раскопок на Алтае в начале 90-х годов в районе плато Укок ученые нашли первобытную войлочную обувь. Здесь когда-то в III-IV веках до нашей эры селились племена из Ирана. Именно от них и пошла такая обувь. Уже позже из этого материала на Алтае стали делать ковры, головные уборы и украшения.

Огурцы на платках, гжель и другие: откуда появились вещи, которые считаются исконно-русскими

Самое широкое применение войлоку дали народы Центральной Азии. Для кочевников, живущих в суровых условиях, было важно сохранять тепло. Именно тюрки и монголы считаются изобретателями тех самых валенок, которые стали популярны потом по всей России. По крайней мере, шерсть валять первыми стали они, передав этот навык другим гораздо позже.

Валенки, привычные современным людям, начали изготавливать в конце XVIII века. Русские мастера ввели свою особенность – их обувь не имела швов. Модели отличались по форме и размерам, но техника валяния сохранилась до наших дней. В Нижегородской губернии был впервые опробован способ бесшовного валяния, ставший очень популярным по всей стране. В 1851 году на выставке в Лондоне российская обувь была представлена именно валенками. С тех пор их и стали называть «изобретением русских».

Церковные купола

С принятием христианства на Руси церкви повсюду стали возводить по византийскому образцу. Купола и кресты просто копировались, правда, так было не везде. Некоторые мастера строили более высокие и объемные купола. Отличием было и то, что в Византии их делали каменными, а на Руси – деревянными. Не сходилось также число куполов на храмах. Византийские церкви венчал всего один купол, тогда как русские имели от трех до семи куполов.

Огурцы на платках, гжель и другие: откуда появились вещи, которые считаются исконно-русскими

Историки утверждают, что прародителем известного теперь церковного купола был так называемый византийский «парус». Он крепился по углам каркаса на крыше и раздувался ветром. Но привычные современным русским людям «луковицы» быстро вытеснили такие «паруса». Каменщики для строительства церквей приглашались сперва из Волжской Булгарии. Именно булгары дали русским идею – сооружать из дерева шатер на восьмигранном основании. Такие шатровые храмы сохранились на старинных иконах начала XIV века.

Шапка-ушанка – русский символ родом из Монголии

Все давно привыкли к тому, что такая шапка – творение исконно русское, но это не так. Прародительницей ее была монгольская остроконечная шапка из соболиного меха, закрывающая лицо по бокам. Эта модель претерпела много изменений с течением времени. У поморов, например, был меховой шлем – цибака, имевший длинные уши. Они наматывались вокруг шеи наподобие теплого шарфа.

Огурцы на платках, гжель и другие: откуда появились вещи, которые считаются исконно-русскими

На Руси шапку-ушанку звали просто – треух. Она состоит из трех деталей, откидывающихся назад. Они были особенно популярны в VII веке, их носила даже царица Наталья Кирилловна. Она же ввела в моду три разные модели этого головного убора. Жена Федора Алексеевича Агафья Семеновна имела у себя четыре ушанки «на выход». Она же изобрела четыреухи с деталями, опускающимися на лоб, на затылок и по бокам.

Самая современная ушанка – это шапка Нансена. Она вошла в моду в начале XX века. Это кепка из меха с ушами и опускающейся затылочной частью. Во время Гражданской войны белогвардейцы армии Колчака стали поголовно носить такие кепки. С тех пор их прозвали «колчаковками». В 30-е годы их официально сделали частью зимней красноармейской формы.

Индийский огурец – главный элемент узора павловопосадских платков

Этот узор знаменит по всему миру под международным названием «пейсли». Многие знают его как турецкий или индийский огурец. Персия – прародительница этого рисунка, а уже оттуда он попал в Индию и другие восточные страны. Называли этот орнамент словом «бута», что в переводе с санскрита означает «огонь». В XVIII веке расписанные огурцами платки через торговцев попали в Европу и быстро стали популярными.

Огурцы на платках, гжель и другие: откуда появились вещи, которые считаются исконно-русскими

Орнамент называется «пейсли» неспроста. В начале XIX века именно в небольшом городке Пейсли на юге Шотландии стали делать шали, похожие по рисунку и текстуре на изделия из индийского кашемира. Отсюда пошло название. Про красивые расписные огурцы в России мастерицы узнали лишь в XVIII веке. Ивановский ситец был впервые разрисован ими, а уж потом орнамент переняли знаменитые на весь мир павловопосадские платки.

И вовсе это не огурец

Последняя версия, подтвержденная историками, гласит, что орнамент – это стилизованное изображение кипариса. Узор изначально имел религиозное значение. Кипарис в зороастрийской традиции был деревом священным, символизировавшим стойкость к невзгодам и свободу духа. С приходом ислама религиозное содержание было постепенно утрачено. Орнамент стал нести чисто декоративную функцию.

Такой огурец на Востоке называли хлопковым бутоном, огоньком, фазаном, листом пальмы. Российские мастера уже и раньше использовали орнаменты с растениями, зверями и птицами, им было не привыкать. Пейсли быстро нашел применение, а потом уже никто и не вспоминал историю его происхождения, приписав к русской культуре.

Русская гжель и китайский фарфор

Все в мире теперь знают гжель – фарфоровые изделия с сине-белым рисунком. Это тоже своеобразный символ всея Руси, хотя придуман он был не здесь. Впервые этот рисунок появился на цинхуа – китайском фарфоре. Название переводится с китайского как «голубой узор». Китайцы стали украшать вазы еще в XIV веке, используя для этого синюю краску. Лишь через столетие после открытия цинхуа попал в Европу.

Огурцы на платках, гжель и другие: откуда появились вещи, которые считаются исконно-русскими

В XVII веке в Голландии мастера разработали сине-белые изразцы. Постепенно дошли они и до России. При Петре I эти орнаменты называли «под голландцев». Тем временем в селе Гжель под Москвой делали красивую белую посуду из местной глины, ценящейся за отличное качество. Именно из нее стали делать первый русский фарфор. Первоначально раскрашивали его ярко, цвета были разные: изумруд, охра, коричневый, синий, бордовый. Картинки тоже отличались разнообразием, но постепенно все изменилось.

В середине XIX века вся местная посуда стала расписываться только в бело-синий цвет. Это выглядело стильно и элегантно, быстро составив конкуренцию дорогому европейскому фарфору. Слово «гжель» стало нарицательным, а красивые многослойные цветы сделали ее знаменитой. Теперь уже никто не вспоминает, что рисунок в таких тонах – дань китайскому фарфору цинхуа.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.