Рулевой демпфер — это устройство, напоминающее по своей конструкции обычный амортизатор. Его функция заключается в гашении нежелательных вибраций и колебаний частей рулевого управления. Разумеется, полностью погасить колебания демпфер руля не может, а вот существенно снизить их амплитуду и частоту ему по силам.
В чем заключается принцип работы?
Принцип работы демпфера идентичен принципу, присущему всем амортизаторам. В самой простой модели все выглядит таким образом: в основе находится емкость, которая заполнена маслом, и подвижная перегородка, делящая емкость на две камеры. Кроме того, имеются специальные клапаны (отверстия), размер которых можно изменять. Перегородка совершает движения в емкости, тем самым изменяя объемы камер и делая возможной циркуляцию масла сквозь клапаны. При этом регулировка величины демпфирования становится возможной благодаря изменению размера клапанов (или, в некоторых случаях, их количества), через которые и проходит масло. Чем больше отверстие — тем ниже степень демпфирования и наоборот. Перегородка, в зависимости от конструкции, может вращаться с осью (такой рулевой демпфер часто ставится на внедорожные спортбайки и мотоциклы) или может быть связанной со штоком, движущимся назад-вперед (такой демпфер называется телескопическим, применяется на спорт-карах, внедорожных автомобилях, спецтехнике).
Какими бывают рулевые демпферы?
Сейчас можно встретить два типа:
— Телескопические (Matris, Tough-Dog, Toby, HyperPro, Pro-comp, Rancho), которые похожи на амортизаторы: внутри корпуса демпфера цилиндрической формы движется шток. На нем закреплен поршень, который и выполняет функции перегородки. Устанавливаются телескопические рулевые демпферы по-разному (прежде всего, это зависит от модели автомобильной техники и крепежного набора), но чаще — вдоль частей рулевого управления.
— Роторные (Ohlins, WSC, Scotts, W.E.R.), которые не похожи на телескопические, но работают по тому же принципу. Роторные демпферы имеют более надежную конструкцию и более надежны при падениях. По этой причине они зарекомендовали себя для использования на мотоциклах внедорожного типа. Однако, это не мешает использовать их и на спортбайках.
Нужен ли рулевой демпфер?
Главная функция данного устройства для внедорожника заключается в улучшении управляемости на дорогах и любых типах бездорожья. Эффект достигается за счет снижения уровня вибрации. К тому же, снижается утомляемость водителя. Важно и то, что после установки демпфера характер износа шин становится более равномерным, а это улучшает их сцепление с дорогой. Управление машиной становится более информативным, на высоких скоростях улучшается курсовая устойчивость. Рулевой демпфер (УАЗ и Нива, к слову, авто на которые настоятельно рекомендуют ставить это устройство) помогает на бездорожье защитить элементы подвески. Правильная установка демпфера руля машины — это залог безупречной и долгой работы средства передвижения, а также безопасности водителя и его пассажиров.
В большинстве случаев рулевой демпфер устанавливается между рамой (или кузовом) и рулевой тягой или между мостом автомобиля и рулевой тягой. Следует избегать установки демпфера на детали, которые сильно смещаются при работе подвески.