Активная безопасность (в частности, антипробуксовочная система, в сокращении АПС) автомобилей начала свое развитие всего чуть более четверти века назад и продолжает совершенствоваться. Она помогает проходить без заносов повороты, уменьшать пробуксовки при разгоне, обеспечивает наиболее эффективное торможение и т.д.
Началом развития современных АПС считается появление простой по сегодняшним меркам антиблокировочной системы, она же ABS (впервые установлена на Mercedes S-Class 1979-го года). Результатом «эволюции» являются устройства, включающие в себя как функции антиблокировочной системы, так и защиту от пробуксовки. К проблеме возможной потери управления теперь применяется комплексный подход. Рассмотрим принцип действия современных АПС и их разновидности.
Наиболее распространенной является антипробуксовочная система ASR. Расшифровывается данная аббревиатура, как Anti-Slip Regulation, проще – «анти-скольжение». Отличительной особенностью данной системы является то, что, независимо от того, на каком дорожном покрытии и с каким усилием водитель зажимает педаль акселератора, антипробуксовочная система мгновенно реагирует на «ненормальное» сцепление колес. «Пожечь резину», «шлифовать», и т.п. не удастся. Для закрепления этой информации перейдем к практике.
Допустим, вы оставили авто на парковке и прошел дождь либо вы банально сполоснули машину на автомойке. Ввиду вашей страсти к агрессивному стилю вождения, вы привыкли коротким сбросом сцепления мгновенно приводить автомобиль в движение. Так вот, в случае если антипробуксовочная система ASR функционирует, машина срывается по четкой заданной траектории (случаи с возникающим аквапланированием в счет не идут). Если же АПС нет, то поведение автомобиля, в частности, заднеприводного, становится, мягко говоря, непредсказуемым. Во время пробуксовки заднюю часть машины может увести в любую сторону, и если не сбросить вовремя газ, то последствия такого «старта» могут оказаться больше печальными, нежели впечатляющими.
Стоит также отметить, что водителям, любящим резкие передвижения на автомобиле, который обделен таким элементом как антипробуксовочная система, редко приходится задумываться о сезонном хранении шин. Резины хватает на месяц-два и не более.
Антипробуксовочная система ASR включает:
- ABS;
- ESP;
- EBD.
Если с первой все понятно, то о последних двух стоит поговорить подробнее. Так, ESP является системой курсовой стабилизации и в паре с EBD доводит комфорт управления автомобилем до невероятно высокого уровня. Системы позволяют определить за доли секунд степень пробуксовки каждого колеса. Исходя из полученных данных, микропроцессор предпринимает следующие действия:
- снижает до необходимого (более незаметного для водителя) уровня обороты двигателя путем подачи команды на блок управления;
- в случае необходимости обеспечивает торможение нужных колес. «Точечное» действие обеспечивают электромагнитные клапаны, которые встроены в тормозную магистраль и воздействуют непосредственно на тормозные цилиндры.
Все действие происходит за мгновение, так что водитель может заметить, что антипробуксовочная система сработала только по отсутствию заноса и практически исчезнувшему при трогании свиста покрышек на сухом асфальте.
Что касается АПС с аббревиатурой TSC, то ее принцип действия практически не отличается от вышеупомянутой ASR.
Разработана tcs антипробуксовочная система японскими специалистами концерна Toyota и применяется на автомобилях D-класса (и выше) марки Lexus и Toyota. Данная АПС является одной из лучших в мире по эффективности и безопасности. Основным отличием ее от аналогов является то, что система не только тщательно отслеживает вращение каждого колеса. При возникновении заноса tcs антипробуксовочная система, помимо всего прочего (снижение оборотов двигателя, торможение каждого колеса, исключающее блокирование и т.д.), обеспечивает по мере надобности нужное колесо дополнительной тягой, что позволяет выходить из заноса практически без потерь скорости.