Экономические катаклизмы нынешней эпохи накладывают свой отпечаток на работу и крупных предприятий, и мелких фирм. Решение транспортных вопросов своими силами не только требует от руководителей уделять повышенное внимание состоянию имеющихся в наличии автотранспортных единиц, но и вести строгий учет расхода топлива, а также других ГСМ.
Нормы списания ГСМ рассчитываются не только с учётом марки конкретного автомобиля. Основанием для корректного списания ГСМ служит подтверждение производственного характера использования этих запасов. Документом, подтверждающим использование топлива и других горюче-смазочных расходных материалов, является путевой лист. Как правило, в учёт берётся количество пройденных километров, а объёмы перевозок во внимание не берутся. Отдельным случаем можно рассматривать вариант, когда объёмы грузоперевозок подтверждаются товаротранспортными накладными. Нормы расхода топлива автомобилей в зависимости от марки и моделей указаны в технической документации, поэтому путём совершения несложных математических операций легко высчитываются объёмы ГСМ, подлежащие списанию.
Также имеются и другие способы подтвердить использование ГСМ по назначению. Речь идёт о профилактических и ремонтных работах, в данном случае принято брать во внимание лимитно-заборные карточки, расходные накладные, акты об исполнении работ.
Переходя к более конкретному изучению данного вопроса, следует указать, что нормы списания ГСМ, согласно различным нормативным актам и действующим руководящим документам, делятся на виды:
— базовая стандартная норма на пробег в 100 км;
— норма на выполнение транспортных работ из расчёта 100 т/км;
— дополнительный расход топлива при использовании прицепа, рассчитывается на тонну дополнительной массы;
— норма на перемещение с грузом во время маневрирования автомобиля при выполнении погрузки-разгрузки;
— выполнение специальных работ, расчёт берётся на 100 км пробега;
— учёт работы спецоборудования рассчитывается либо на час использования, либо на одну операцию;
— при эксплуатации техники в условиях низких температур берётся во внимание норма работы автономного устройства для обогрева, списание происходит из расчёта на один час работы.
Внимательно поворошив руководящие документы, содержащие нормы списания ГСМ, можно выудить целый ряд полезных сведений о дополнительных надбавках и поправочных коэффициентах, позволяющих учитывать целый ряд обстоятельств. Наиболее распространёнными являются надбавки, учитывающие климатические условия. К применению поправочных коэффициентов и переходу на сезонные нормы приступают после соответствующего приказа руководителя предприятия.
Если же были выявлены факты сверхурочного расходования ГСМ, то составляется соответствующая ведомость, которая и подается руководителю предприятия для принятия решения о возмещении стоимости перерасходованных ГСМ. Зачастую подобные случаи рассматриваются в виде недостачи, возмещение соответственно осуществляется за счет лиц, виновных в данной ситуации. Если на предприятии практикуется бригадная методика работы, то по согласию членов бригады разрешается переходить к солидарной ответственности за выявленную недостачу.
Нормы списания ГСМ являются весьма приближённым средством контроля над рациональным использованием расходных материалов, несмотря на изобилие всевозможных поправок и коэффициентов. С целью повышения заинтересованности непосредственно водителей, участвующих в процессе эксплуатации автотранспорта, предусмотрена материальная заинтересованность за экономию топлива и других ГСМ. Основанием для выплаты премий за экономию служит приказ руководителя предприятия.