Неужели можно приучать детей к приготовлению еды, начиная с двух лет? Что-то не верится… Но оказывается, не только можно, но и нужно. Обычно родители стремятся обучать малыша уже с раннего возраста, но в основном академическим предметам, таким как математика или чтение. Однако исследования показали, что обучение ребенка кухонным премудростям дает ему не только опыт правильного приготовления пищи.
Дети, которые учатся кулинарии с самого раннего возраста, сохраняют полученные навыки на всю жизнь. Более того, приготовление пищи помогает им развить моторику — контролируемое движение и координацию, что в конечном итоге приводит к быстрому и гармоничному развитию ребенка. А в дальнейшем приведет к здоровому питанию и образу жизни.
Возраст — не помеха, или Безопасная кухня
Родители часто беспокоятся о безопасности привлечения своих детей на кухню. Чтобы избежать ненужных страхов и обеспечить безопасность, психологи и нейробиологи разработали рекомендации, соответствующие возрасту детей, разделив навыки приготовления пищи на навыки развития, необходимые для выполнения каждого задания.
Кто не рискует, тот не ест
Хотя безопасность детей является ключевым фактором, исследования показали, что некоторые элементы риска важны для физического и когнитивного развития ребенка.
Для благополучия детей необходимо управление рисками, а не их полное устранение. Участие в соответствующих возрасту мероприятиях, связанных с риском, помогает детям приобрести опыт преодоления трудностей и развить психологическую устойчивость.
На кухне это будет означать, что дети выполняют некоторые задачи, которые могут вселить страх в сердца родителей. Например, рубить ножом или пользоваться духовкой.
Но не спешите бояться. Разработанные руководства по кулинарным навыкам, приведенные далее, основаны на навыках развития детей, таких как их моторика, и были рассмотрены рядом международных экспертов.
И хотя все дети разные, это исследование с помощью приведенной ниже инфографики дает родителям некоторые рекомендации по различным кухонным занятиям, которые можно без труда и опаски попробовать со своим ребенком.
От двух до пяти лет: навыки на кухне
С двухлетнего возраста ребенок может скатывать смеси, такие как тесто для печенья, в шарики, хотя форма и размер могут варьироваться, и вначале это может быть скорее тактильным опытом. Они также могут помочь с мытьем овощей, надо дать им возможность прикоснуться к различным овощам, а также научить их важности удаления грязи с продуктов питания.
Начиная с трехлетнего возраста (в зависимости от здоровья ребенка), малыш должен уметь использовать нож для выполнения простых задач под присмотром родителей. Специалисты предлагают начать с ножа для масла или пластикового ножа и нарезать что-нибудь мягкое, например банан. Все дело в отработке навыков и в укреплении уверенности как для ребенка, так и для взрослого.
Подобные кухонные задания помогают развивать детскую моторику. Мелкая моторика — это координация и движение мышц пальцев, в то время как грубая моторика — это координация и движение более крупных мышц конечностей, например рук.
Перемешивание и смешивание требует мелкой моторики, радиального ладонного захвата — удерживания предмета на ладони пальцами и большим пальцем.
Они также включают грубую моторику, например движение рук и силу. Чтобы очистить апельсин или надеть нарезанные кусочки овощей на вертел, требуется динамичный «четырехногий» или «штативный» хват: мелкие моторные движения большим и двумя или тремя пальцами, аналогичные тому, как человек держит карандаш.
Кухня — не только приготовление еды, но и школа развития
Было показано, что развитие моторики в раннем детстве предопределяет академические успехи в чтении и математике. Но исследование, проведенное в Ирландии в 2015 году, показало, что дети не всегда развивают мелкую моторику с ожидаемой нормальной скоростью по своему возрасту.
Это связано прежде всего с более широким использованием технологий среди детей в отличие от традиционных занятий, таких как игра с кубиками или настольные игры.
Кулинария может быть использована как метод, способствующий этому развитию.
Попытка применить все эти различные навыки с детьми вначале может создать дополнительный беспорядок.
Но это также дает возможность играть и учиться, по-хорошему экспериментировать с новыми продуктами и рецептами, формировать у ребенка хорошие пищевые привычки.
Привлечение детей к приготовлению пищи даст им бесценные жизненные навыки, которые позволят делать правильный выбор здорового питания уже в зрелом возрасте.