Начинающие водители при эксплуатации своего первого автомобиля сталкиваются с множеством вопросов. Главный из них – это выбор масла для двигателя. Казалось бы, при сегодняшнем ассортименте продукции на полках магазинов нет ничего проще, чем подобрать то, что рекомендует производитель двигателя. Но количество вопросов о маслах не уменьшается. Поэтому начинающим важно знать все о моторных маслах, свойства масел, классификацию и технические характеристики. Ведь неверный подбор смазочных материалов для двигателя может привести к плачевным последствиям. Сегодня мы детально рассмотрим данный вопрос.
Функция
Элементы силовой установки любого автомобиля обязательно находятся во взаимодействии друг с другом. В процессе этого взаимодействия возникает трение между составными частями механизмов. Из-за серьезной нагрузки некоторых деталей и узлов, сила трения между ними может быть достаточно высокой. Чтобы максимально снизить эту силу, а вместе с ней и износ, применяются смазочные материалы.
Масло, кроме того, что снижает трение, еще и охлаждает детали, отводя тепло от деталей механизмов. Еще одна функция – очистительная. Жидкость вымывает грязь и продукты износа с деталей и узлов двигателя.
Состав
Производители изготавливают несколько видов моторных масел. Свойства масел разные и зависят от химического состава продукта. Если исходить из данного критерия, то все существующие продукты можно разделить на три огромных категории. Это минеральные, синтетические ГСМ и полусинтетические.
В основе любого смазочного материала лежит базовое масло и комплекс присадок. Характеристики, эксплуатационные качества можно точно определить только по химическому составу базы. Присадки необходимы, чтобы скорректировать или улучшить свойства. При помощи различных групп присадок можно существенно поднять эксплуатационные свойства моторных масел, даже если они изготовлены из не самой лучшей базовой основы. Однако, в условиях долгого их использования, и особенно при высоких нагрузках на двигатель, присадки распадаются и конечное качество смазочной жидкости, отработавшей в моторе хотя бы половину заявленного производителем срока, можно определить лишь по качеству базы.
Основа может быть минеральной или синтетической. В комбинации эти две основы дают полусинтетическую базу.
Моторные масла представляют собой углеводороды с определенным количеством углерода. Атомы углерода соединяются в прямые и длинные, а также в разветвленные цепи. Чем цепь атомов прямее, чем более высокими качествами будет обладать масло. К примеру, разветвленным молекулам гораздо проще свернуться в шар, так как они компактнее прямых молекул. Примерно так и выглядит процесс замерзания. Разветвленные атомы замерзнут при более высоких температурах, чем атомы в прямых цепях. Но нужно получить масло, которое состоит из прямых цепей углеводородов, чтобы в нем отсутствовали примеси, не было ненасыщенных связей, колец.
Продукты, получаемые непосредственно из сырой нефти, приходят в идеальное состояние через технологичный процесс фильтрации или менее изощренными методами. В минеральных маслах углеродные цепи разветвленные, а вот в гидрокрекинговых они выпрямляются. Однако, в последнем случае отборных молекул так получить не удастся. Что касается синтетического масла, то оно изготавливается из летучих, легких газов. Наращивается длина цепи до нужного количества углеродных атомов.
Минеральные
Они изготавливаются из базового масла. Последнее производится непосредственно из сырой нефти. Чтобы получить в итоге смазывающий материал, сырье проходит процесс фильтрации посредством технологии селективной очистки. Далее из полученного материала удаляют парафины. Минеральные масла появились одними из первых и первые применялись для двигателей автомобилей. Сегодня продукция данной группы используется редко. Почему? По эксплуатационным свойствам данные масла сильно уступают продуктам синтетической и полусинтетической группы.
Химический состав минеральной основы очень зависит от качества базовой сырой нефти, пределов выкипания масляных фракций, технологий и степени очистки. Минеральная основа наиболее дешевая в производстве. Продукт получается прямой перегонкой нефти, молекулы имеют разную длину и разное строение. Из-за такой неоднородности масло имеет нестабильные вязкостно-температурные характеристики, высокую испаряемость. Также стоит отметить низкую устойчивость к окислению. Это самая распространенная основа моторных масел. Свойства масел хоть и ниже, но за счет доступной стоимости многие производители выбирают именно эту основу.
Минеральные базовые продукты поддаются улучшению и совершенствованию в двух направлениях. Первое направление – это очистка основы до такой степени, чтобы в составе оставалось лишь оптимальное количество смол, азота, серных соединений, кислот. Дополнительно вводят пакеты присадок, чтобы улучшить функциональные характеристики. Но увы, таким образом не получить продукт надлежащего качества. Второе направление – это очистка базового масла, при которой из состава полностью удаляют любые примеси. Также выполняется молекулярная модификация по технологии гидрокрекинга. В результате получается минеральное масло, обладающее рядом полезных характеристик для работы в тяжелых условиях и при высоких температурах.
Гидрокрекинговые масла
По стоимости продукция очень близка к минеральным маслам. Что касается качества, то продавцы уверяют потребителя, что у продукта есть все свойства синтетического моторного масла. Но опытный автовладелец понимает, что если бы все было так, то синтетические масла перестали бы производить за ненадобностью. На самом деле, продукция гидрокреинга ближе к «минералке» не только по стоимости, но и по технологии производства. Масла также изготавливаются из сырой нефти. Чем же тогда гидрокрекинг по химическим свойствам моторных масел лучше «минералки»?
Дело в том, что гидрокрекинговые смазочные жидкости проходят на этапе производства более глубокую технологию очистки. На первых этапах технология ничем не отличается от производства минеральных масел. А вот далее с помощью различных физико-химических методов из основы удаляют все нежелательные элементы. Это серные соединения, азот, битумные вещества, ароматические соединения. Далее удаляют парафины. Но естественно, избавиться от всех примесей посредством гидрокрекинга достаточно трудно. И это причина слабого качества минеральных смазочных жидкостей.
Интересно, что большее количество моторных масел, которые позиционируется производителем, как полусинтетические и полностью синтетические, по факту являются обыкновенными гидрокрекинговыми. Продукция Shell, ZIC, частично Castrol, Mobil и другие – все это гидрокрекинг.
Полусинтетика
Эта группа представляет собой смесь минеральной и синтетической базовых основ. В составе может содержаться до 40% синтетического продукта. Требования к производителям по соотношению основ нет, так же, как и нет четкого предписания по конкретному синтетическому компоненту. Основные свойства моторных масел данной группы находятся между минеральным и синтетическим. Характеристики лучше, чем у «минералки», но хуже, чем у синтетики.
Синтетические масла
Здесь вся продукция обладает исключительно качественными характеристиками по вязкости и температуре. Здесь температура застывания ниже, чем у минеральных аналогов. Индекс вязкости очень высокий. Это упрощает запуск двигателя зимой. Также масло этой группы отличается высокой степенью вязкости в рабочем диапазоне температур двигателя – масляная пленка не разрушится на тепловых режимах.
Продолжаем рассматривать особенности синтетических моторных масел. Свойства масел таковы, что синтетика имеет малую склонность к образованию лаковых отложений и нагара. Также можно выделить небольшую испаряемость и расход «на угар». Важно, что в синтетике используется минимальное количество присадок против загустевания. Особенно качественные сорта не содержат этих присадок и вовсе.
Все эти основные свойства моторных масел синтетической группы снижают общие механические потери и износ деталей двигателя. Но цена по сравнению с «минералкой» в 5 и более раз дороже.
Пакеты присадок
Даже самые лучшие и самые дорогие синтетические масла не способны долго сохранять свои характеристики при работе в двигателе. Причина тому – высокие нагрузки, в том числе и большие температуры. Мы рассмотрели виды и свойства моторных масел. Теперь нужно поговорить о присадках, которые и формируют свойства.
Присадки можно разделить на три основных группы – каждая рассчитана на определенные функции:
- Первая и самая обширная группа – функциональные. Это группа, обеспечивающая огромное количество положительных характеристик. Например, за счет этих присадок масло может обладать повышенным противоизносным эффектом, повышаются антиокислительные свойства моторных масел. За счет присадок не образуется пены, а детали двигателя надежно защищены от коррозии.
- Вторая группа – это так называемые вязкостные присадки. Вязкость, как известно – это одно из основных характеристик смазочных жидкостей. Функция данных присадок – повысить индекс вязкости и затем поддерживать его на определенном уровне вне зависимости от температурных режимов.
- Третья группа призвана повысить текучесть.
Классификация
Рассмотрим основные классификации и свойства моторного масла. Масла принято классифицировать по уровню вязкости, а также по энергосберегающим свойствам. Применяются разные системы классификации и маркировки. Они установлены международными стандартами. В США масла классифицируют по SAE и по API. Европейская система – ACEA. В России принято различать продукты по ГОСТ 17479.1-85.
Российская классификация
В зависимости от уровня вязкости, различают зимние, летние, а также всесезонные смазки. Обозначаются масла цифрой и буквой. Буква “з” рядом с цифрой говорит о том, что используется присадки для загустения. Чем больше цифра в маркировке, тем выше уровень вязкости. В зависимости от двигателя и типа масла, в маркировке могут присутствовать индексы – 1 или 2. 1 – это бензиновое масло, 2 – дизельное. Если буква в обозначении без индекса, то это универсальный продукт.
SAE
В этой редакции выделяют 6 видов масел для зимы и 5 для лета. Зимние обозначаются буквой W – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Для лета они имеют маркировку цифрами – чем выше цифра, тем более вязкое масло. Свойства моторных масел, их маркировка в этом варианте более понятны даже новичку.
API
По характеристикам и эксплуатационным свойствам по этой системе продукты обозначаются следующим образом. S – для бензиновых двигателей, а С – для коммерческого дизельного транспорта. Маркировка состоит из двух букв – первая говорит о категории продукта. Вторая гласит про уровень эксплуатационных качеств. Чем дальше буква расположена от начала латинского алфавита, тем более качественная жидкость. Например, класс масла с маркировкой SL значительно выше, чем SJ. Универсальные смазочные жидкости имеют индекс SG/CD, SJ/CF.
Заключение
Мы рассмотрели моторные масла, характеристики и свойства, маркировку. С помощью этой статьи начинающие автовладельцы легко разберутся в особенностях смазочных материалов. Стоит сказать, что иногда можно отступать от рекомендаций производителя, выбирая масло для двигателя более высокой или низкой вязкости. Но, как правило, завод может рекомендовать продукты с разной вязкостью. Каждый водитель выбирает для себя наиболее оптимальный вариант исходя из климатических условий. Всесезонным считается масло 15W40.