Известность пришла к этому артисту после выхода первых выпусков «Городка». На Юрия Стоянова, а также его друга и партнера Илью Олейникова буквально обрушилась головокружительная слава. Хотя, по собственному признанию артиста, особого успеха начало его творческой карьеры не предвещало. Однако молодой человек упорно верил в свою звезду. Участие в легендарной программе помогло ему в полной мере реализовать свое дарование.
Сегодня Народный артист РФ Юрий Николаевич Стоянов – один из наиболее востребованных актеров театра и кино с чрезвычайно разноплановым амплуа. Десятого июля знаменитости исполнится шестьдесят четыре. Представляем его наиболее яркие высказывания.
Цитаты
О профессии:
-
Спектакль живет только сегодня – на твоих глазах, и больше это мгновение никогда не повторится.
-
Артист не должен думать, артист должен чувствовать.
-
У меня было такое клише, приклеившееся к моей внешности: худого, длинноволосого, смазливого парня. Но это была только моя обертка, обложка меня. А сам я всегда тяготел к характерным работам. И это был очень сильный диссонанс. А чтобы убедить, что я другой, надо предпринять очень серьезные усилия.
-
Я ценю больше всего то, чего достиг в своей жизни. В моей рабской профессии мне удалось отвоевать маленький островок независимости. К примеру, профессия генерального директора телеканала связана с большим уровнем профессионализма и огромной ответственностью. Нужны талант, интуиция и обязательно — навыки работы с деньгами.
-
Мне нравится удивляться. Самое потрясающее чувство, которое ты испытываешь в профессии, — когда тебя удивляют твои коллеги. Когда ты абсолютно забываешь, что ты профессионал, и превращаешься в обыкновенного непосредственного зрителя — и смеешься, и рыдаешь, и поражаешься тому, как тебя обманывают. Это же все равно обман. А еще более потрясающее чувство, когда актер удивляет самого себя. Это очень редкие проблески, секундочки, но они случаются в биографии.
-
Очень много примеров того, как не надо шутить. Все труднее шутить так, чтобы это было искренне, просто. Народно, если хотите. И в то же время не похабно и не банально. Это очень тяжело.
-
Как совесть подсказывает, так и не надо шутить. С пониманием того, в какое время ты живешь, с какими людьми, в какой стране. В какой степени благополучия твои зрители находятся. С пониманием каких-то очень простых человеческих вещей. Я очень люблю острый молодежный юмор. И хороших примеров ему много. Как и плохих тоже много.
О «Городке»:
-
Я вам должен сказать, что первоисточником того, что мы делали в «Городке», была беда. Беда двух людей, которые не понадобились в своем деле. Во всяком случае, они были не востребованы так, как им хотелось бы. Но случилось чудо, и жизнь свела их вместе. Меня с Илюшей.
-
Главное чудо этого дуэта, что он состоялся. Вот что важно. А эта беда, невостребованность, абсолютная ненужность — профессиональная, социальная — она толкнула на поступки. На поиск формы. «Городок» появился, потому что мы нашли самую простую, совершенно народную форму маленькой, короткой истории, близкой к анекдоту. Она очень демократичная и очень простая.
-
Время изменилось так, что, с одной стороны, огромная страна, которая тебя вырастила, рушится на твоих глазах. А с другой, погибая, эта страна предоставляет тебе возможности. Что мы могли сделать до 1991 года? Либо тебя пригласят в кино, либо не пригласят. Либо ты бегаешь, обиваешь какие-то кабинеты и дружишь с нужными людьми (а мы так категорически оба не умели), либо нет. Либо ты сверхталантливый, одаренный человек, и это всем очевидно. Но в нашем случае это, видимо, было не очевидно. Значит, была доля и нашей вины в том, что нас не видели. Но появилось время, когда говорят: хочешь рискнуть — рискуй, делай. Что ты хочешь сделать? Хочешь таскать нефть, лес вывозить, воровать и продавать за границей, оттуда привозить компьютеры и перепродавать их в 20 раз дороже? Пожалуйста. Богатей, становись олигархом. У нас же иначе свое богатство почти никто не нажил. Биллов Гейтсов своих у нас в 1990-е годы не было. А в нашем деле такая возможность появилась. Ну давай, рискни, что ты хочешь. Сделай что-то свое и продай это кому-то. Кто-то продавал лес и нефть и редкоземельные металлы в чемоданах вывозил. А кто-то — свой талант, свою внешность, свою боль продавал. Это были мы.
-
В «Городке» вся прелесть была в его безответственности и невероятной безбашенности. Там было много баловства и дуракаваляния. А тут, когда узнаешь сумму, которую стоит программа, количество людей, которые над ней работают, и все эти векторы в результате сходятся на том, будешь ты один смешной или не будешь, — хочется спрятаться. И я часто так и делаю — прячусь за партнеров. Я обожаю, когда рядом люди играют лучше, чем я. Это для меня минуты счастья. Я начинаю тогда играть здорово.
-
Твое отношение к женщине — это твоя философия и твоя биография. А то, какой ты ее играешь, — это твоя любовь. Не бывает двух одинаковых женщин. Теория типажей разрушается. Не считая того, что косметологи в последние пять лет попытались все-таки создать некий тип женщины, который достигается несколькими уколами. Этот тип мне не очень интересен. Женщины, которые стремятся к тренду и к единообразию, меня не интересуют. Женщина каждый раз непонятна всем драматургам, поэтам и артистам всех времен.
О себе (воспоминания и правила жизни):
-
Дорога до финской границы занимает у меня ровно три часа. Если я еду летом, то комары заканчиваются ровно по пограничному столбу.
-
Я не могу себя представить не ездящим на чем-то.
-
Меня кто-то придумал как машину, чтобы я работал и работал.
-
На третий день отдыха я начинаю думать, что жизнь проходит мимо, что я ничего не успеваю и меня кто-то обгонит.
-
На Кавказе еду украшают словами, а в Израиле – гарнирами.
-
В России я не знаю такого ресторана, где бы не ощутил тяжесть после еды или изжогу, даже если это очень дорогой ресторан и вокруг тебя ходят четыре идиота и не дают самому прикурить.
-
Я бы всем рекомендовал сделать прививки. Как я считаю, это единственный выход из сложившейся ситуации. Возможно, что мы сможем справиться примерно за год-полтора, если будем соблюдать все правила предосторожности и вакцинируемся.
-
Любимые блюда у меня вообще очень простые. Их не обязательно даже готовить, их там можно просто купить. Для этого надо пойти на Привоз и купить настоящую брынзу. Я обожаю мелкую тюлечку, у нас это называется килька. Купить хорошей кровяной колбасы. А мама делает мне вкусные биточки. И настоящие домашние котлеты.
-
Люди без чувства юмора — опасные люди. Потому что главное проявление чувства юмора — юмор по отношению к себе. Как только человек относится к себе очень серьезно, значит, он лишен этого базового чувства. Хотя, при этом он может обладать чувством юмора по отношению к окружающим. Но оно не вполне полноценно, с моей точки зрения. А еще чувство юмора — это то, что помогает людям пережить беду и не отчаяться. И просто поржать бывает очень полезно. Говорят, меняется химический состав крови. Так что считайте, что чувство юмора имеет еще и терапевтический эффект.
-
Мы попросту не ощущаем собственный возраст. Мои годы – в глазах человека, стоящего напротив. Во мне мой возраст просто отсутствует. Многие не могут этого понять. Я своим возрастом горжусь. Я не против того, что на протяжении последних 30 лет седой.
Биографическая справка
Родина Юрия Стоянова — Одесса. Его родители были далеки от мира искусства (профессия отца – врач-гинеколог, мама – педагог). Мальчик рос настолько озорным и веселым, что, устав от его проделок, мать как-то пошутила, что выбросит его с балкона, если он не исправится.
На это сын ответил:
Мамочка, не надо меня выкидывать, ты еще будешь мной гордиться.
Театр с детства стал его мечтой. В ранние годы он занимался в драмкружке, затем стал мастером спорта по фехтованию. В музыкальной школе научился играть на гитаре.
Во время учебы в ГИТИСе, как и по окончании вуза — на сцене Большого Драматического, по его словам, не блистал. Затем было кино – его дебют на экране состоялся в 1986-м. Это была небольшая эпизодическая роль в картине о трагической гибели на дуэли А.С. Пушкина.
Создание юмористического проекта «Городок» стало переломной вехой в судьбе артиста. Сегодня Стоянов знаменит и популярен. Его фильмография насчитывает более семидесяти картин.
О личной жизни
Известно, что на первом курсе ГИТИСа у актера был роман с будущей знаменитостью Татьяной Догилевой. По сведениям фанатов, после разрыва отношений чувства к бывшему возлюбленному актриса продолжала хранить в сердце в течение многих лет.
Сегодня Юрий Николаевич женат третьим браком. Его нынешняя супруга – Елена Стоянова. Актер имеет двух сыновей от первого брака, во втором — дочь и двух падчериц.