Стиль девяностых узнает каждый, кому «посчастливилось» застать этот период. Его характерные черты периодически проникают в современную моду. Самым популярным девизом того времени была фраза: «Будь самим собой», поэтому все модники пытались ей следовать, ни на кого не обращая внимания. Это было время стремления к самовыражению и свободе, которое нашло свое отражение в макияже, прическах и одежде.
Поскольку тенденции постепенно возвращаются, рассмотрим подробней, какой была мода 90-х годов в России, и выделим основные приметы эпохи.
Стиль гранж
Что это такое? Гранж характеризуется массивными тяжелыми ботинками, байковыми рубашками с вытянутыми рукавами, куртками-косухами, кедами, рваными джинсами, а в женском варианте — мешковатыми мужскими брюками и безразмерными свитерами. Все это пошло от дизайнера Марка Джейкобса, который на подиуме в 90-е представил коллекцию, в которой были клетчатые рубашки, специально неаккуратно связанные свитера, мятые платья и асимметрично полинявшие футболки.
Деним
Джинсовая ткань считалась «последним писком» моды в 90-е годы. И речь идет не только о юбках, шортах и брюках, но и обо всем, что угодно: сарафанах, комбинезонах, куртках. А самыми любимыми и популярными были обувь, аксессуары и сумки с джинсовым принтом или из денима.
Девяностые были эпохой не только гранжа, но и хиппи, милитари, спортивного стиля и минимализма. И во всех этих стилях деним играл ключевую роль. Особую симпатию люди питали к «варенкам». Для этого джинсы, связанные в несколько узлов, варили в больших кастрюлях с хлоркой и содой. Не стоит описывать того неприятного резкого запаха, который стоял после этого в квартирах, но модники 80-90-х годов помнят его и по сей день. Но результат того стоил.
Яркие аксессуары
Кольца, браслеты, крупные цветные серьги могли быть сплетенными из ниток, металлическими, деревянными, пластиковыми. Очень броская примета того времени — сделанное из пластиковых ниток колье (прообраз чокера) и пластиковые значки. Распрощался с образом исключительно спортивного атрибута другой модный тогда аксессуар — цветная трикотажная повязка на голову. Ее могли носить с хвостом, под начес и просто с распущенными волосами. Кстати, в моде были огромные начесы, химическая завивка и челки, которые модницы подкручивали внутрь и обильно поливали лаком для волос.
Спортивная атрибутика
В моду вошли куртки-бомберы (пресловутые «олимпийки»), брюки с лампасами и кроссовки. Такую одежду смело миксовали с более нейтральными по стилю платьями или джинсами.
Принты
В 90-е годы в моде (фото далее) были вещи с принтами, причем чем ярче, тем лучше. Особой любовью пользовались надписи на английском и анималистические принты: тигр, зебра, леопард.
Самые модные футболки и платья были обязательно принтованными. Помимо надписей, в России популярностью пользовались изображения героев мультфильмов: Баггс Банни, Гуффи, Микки Маус, а после выпуска фильма «Титаник» магазины и рынки заполонили топы и футболки с изображениями Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо.
Неоновые цвета
Наверное, нет ничего контрастней в плане цветов, чем мода 90-х годов. Одежда (фото далее) выглядела ярко: фиолетовый, ярко-оранжевый, канареечный, цвет фуксии, салатовый — нет, это не были цвета исключительно для вечеринок, такие вещи вполне могли носить каждый день. И не только женщины, но и мужчины.
Широкие плечи
В моде 90-х годов одежда с объемными широкими плечами была в тренде. Она будто специально подчеркивала обтянутый лосинами низ. Покрой курток и жакетов предполагал наличие объемных подплечников. Хотя бы одну такую курточку мечтала иметь каждая модница.
Мини
Казалось, мини-юбки 60-70-х должны кануть в Лету, но не тут-то было: они не только остаются популярными (и носятся с колготками в сеточку), но и порождают другие «мини-вещи»: шорты и даже футболки (те самые «топики»). Все это носили почти все девушки, независимо от длины и стройности ног.
Женская мода
Мода 90-х годов девушкам диктовала свои правила: нужно было выглядеть вызывающе и сексуально любыми средствами. Чтобы спокойно носить джинсы таких фасонов и ярких цветов, женщины должны были быть в форме. Шейпинг становится очень популярным, а из одежды многие предпочитали «велосипедки», лосины. Хотя носили их все подряд, и не все из этих прелестниц задумывались, как они смотрятся на их фигуре.
Если оценивать качество боевого раскраса, характерного для девушек девяностых, становится ясно, что они пытались подражать нашим звездам и Мадонне. Леггинсы и лосины умопомрачительных цветов носили с платьями-футболками, туниками, джинсовыми мини-юбками и даже с пальто.
И взрослые, и дети обожали свитера. Как правило, женский свитер в то время был из ангорки, а горловина была выполнена как воротник-хомут. Они были украшены пайетками, бисером, бусинами или вышитыми цветами. В 90-е годы в моде был оверсайз, поэтому девушки пытались найти в магазинах свитера большого размера, а если не находили, то покупали что есть и сами их растягивали!
Миксовали такой объемный свитер с цветными колготками или лосинами. Если на девушке был надет огромный плащ в стиле оверсайз, то было совершенно невозможно догадаться, какая фигура под ним. Но если посмотреть на это с другой стороны, если в магазине не нашли своего размера, то можно было брать самый большой плащ — мешковатая мода это допускала.
Как было упомянуто ранее, макияж 90-х годов в самом прямом смысле слова можно было бы назвать «боевой раскраской». Краситься броско и ярко было совершенно нормальным и для знаменитости, и для женщины на периферии. Акцент делался на все: и на глаза, и на губы. Темная помада, цветная подводка для глаз, тени для век с перламутром, узкие брови, словно ниточки — это макияж в стиле 90-х. Никто и не задумывался о том, что нужно выделять что-то одно — либо глаза, либо губы. Украшали все сразу, да поярче.
Мужская мода
Мужская мода 90-х годов тоже была весьма специфичной. Must have для любого мужчины девяностых — свитер с орнаментом. В таком свитере отправлялись хоть куда: можно на отдых за город, а можно и на работу, сочетая с джинсами или классическими брюками. А самые смелые могли носить его даже со спортивными штанами!
Сами брюки и джинсы для мужчин были достаточно широкими. Особенную симпатию у мужчин вызывали «бананы» на резинке и строгие брюки, которые имели складки у пояса. Мужская мода 90-х годов (фото в статье) была не такой вызывающей, как женская.
Модно было проявлять свой бунтарский дух, поэтому иконами стиля были Юрий Шевчук, Виктор Цой, Игорь Тальков и, конечно, зарубежные рок-идолы, такие как Курт Кобейн с его гранжевой небрежностью: клетчатые рубашки, объемные свитера, рваные джинсы и растянутые несвежие майки.
Модными мужскими аксессуарами тех лет считались электронные часы с металлическим ремешком и барсетка. Люди побогаче предпочитали показывать свой достаток с помощью колец и массивных золотых цепочек.
Мужчины девяностых массово фанатели по спортивной одежде. И это далеко не всегда было проявлением большой любви к спорту. Одежда или тренировочный костюм с изображением логотипов Nike, Adidas, Reebok (чаще всего купленные по дешевке на ближайшем рынке) стали частью образа на каждый день.
Обувь – кеды или кроссовки. Кроме «ценности» и удобства, спортивные костюмы популяризировались благодаря распространению «криминальной волны» среди населения. В 1990-е годы борцы, боксеры и мастера других единоборств объединялись в группы для добычи денег любыми способами. Кто-то хотел подражать этим крепким ребятам, кто-то боялся, а девушки грезили о том, как они становятся женами «романтиков с большой дороги». Смех-смехом, а это все повышало популярность спортивных костюмов.
Зимой молодые люди переодевались в пуховики, которые были неимоверно неудобными, тяжелыми и толстыми. Ну а осенью и весной мужчины вовсю щеголяли в кожанках, под которыми скрывались все те же спортивные костюмы.
Основным модным законодателем девяностых стал дизайнерский дом Versace, представивший в 1992 году свою новую коллекцию: серые брюки и малиновые пиджаки. Невиданная доселе комбинация распространилась очень быстро. Очень быстро яркие пиджаки стали производить и на российских фабриках, а не только в Китае. Малиновый пиджак символизировал статус «хозяина жизни», успешного человека. Дизайнеры пытались предлагать и другие варианты цветов – зеленые, красные, желтые, но они не вызывали такой реакции.
«Новые русские» молниеносно стали поддерживать легендарный бренд, однако одевались они в подпольно сшитую копию, а не в оригинал. Гардероб мог подвергаться изменениям в зависимости от ситуации: спортивные штаны могли заменить брюки, но пиджак оставался неизменным. Обувались мужчины в классические и уже ставшие тогда сверхмодными туфли с острым носом.
Прямой противоположностью кричащим тенденциям молодежной мужской моды девяностых послужили деловые костюмы с расширенной линией плеча. Несмотря на всю свою официальность и строгость, эти костюмы выглядели непрезентабельно на привыкших носить демократичные ансамбли мужчинах. Важными деталями в образе бизнесмена из 90-х были большая золотая цепь на шее и наручные электронные часы.
Все, чем славилась мужская мода 90-х годов, удавалось находить благодаря фарцовщикам, мелким торговцам обувью, одеждой и аксессуарами подделок известных брендов. Таких торгашей иностранными вещами было видно издали – они надевали на себя только самое «стильное», чтобы показать, чем богаты.