Механическая коробка передач устанавливается в движущихся механизмах. Система служит для изменения направления и величины крутящего момента, а также передачи его от двигателя к ведущей паре колес. Кроме того, коробка передач дает возможность разобщения двигателя и ведущих колес на длительное время.
Механическая коробка передач. Устройство
В коробку входят следующие составляющие:
Картер;
Валы (первичный, вторичный, промежуточный) с шестеренками;
Вал дополнительный с шестернями заднего хода;
Синхронизаторы;
Устройство переключения в комплекте с замком и блокиратором;
Рычаг переключения скоростей.
Устройство механической коробки передач содержит все необходимы детали и узлы для управления движущейся техникой.
Предназначение узлов, деталей, входящих в коробку передач
-
Картер включает все основные детали и узлы механической коробки. Крепится на картере сцепления, закрепленным к двигателю транспортного средства. Половина объема картера должна быть заполнена маслом (трансмиссионным или моторным). Жидкость необходима для смазывания шестерен в момент больших нагрузок в работе.
-
Валы содержат набор шестерней с неодинаковым количеством зубьев. Детали вращаются в подшипниках картера.
-
Синхронизаторы предназначены для обеспечения безударного, плавного и бесшумного включения передач. Эффект достигается благодаря уравниванию угловых скоростей вращающихся шестерней.
-
Устройство переключения передач задается водителем при помощи рычага в салоне автомобиля. Механизм переключения необходим для смены передач в коробке. Замковое устройство не дает включаться двум передачам одновременно. Блокиратор способствует удерживанию переключения скоростей от самопроизвольного сброса.
Основные неисправности механической коробки. Причины возникновения и устранение неполадок
Механическая коробка передач имеет свои неисправности. Основными, наиболее часто встречающимися неисправностями являются: подтекание смазывающей жидкости, шум в момент работы, затруднительное включение передач, самопроизвольный сброс скоростей.
Подтекание смазывающей жидкости (масла) может быть вызвано повреждением прокладок уплотнительных, сальников, ослаблением деталей крепления крышек картера. Неисправность устраняется заменой прокладок, сальников, подтяжкой крепежных деталей крышек.
Шум в процессе работы. Механическая коробка передач может создавать излишний шум во время работы. Неполадка обычно возникает вследствие неисправности синхронизаторов, износа подшипников, шлиц — соединений, шестерен. Замена неисправных деталей устранит проблему.
Затруднительное включение передач может быть вызвано поломкой деталей переключающего механизма, шестерней, синхронизаторов. Неисправные детали, а также узлы требуют замены.
Самопроизвольное отключение передач возможно по причине неисправности блокировочного устройства, шестерней, синхронизаторов. С целью устранения неполадки нужно заменить детали, вышедшие из строя.
Правильная эксплуатация
Механическая коробка передач требует правильного обращения в процессе эксплуатации. Срок службы значительно увеличивается при грамотном использовании механизма и соответствующим уходом за ним. Во избежание быстрого выхода из строя коробки передач следует соблюдать рекомендации:
-
Периодическая замена масла в картере коробки, согласно инструкции;
-
Плавная, спокойная работа с рычагом переключения скоростей;
-
При переключении скоростей соблюдение небольших пауз в нейтральном положении;
-
Контроль за уровнем масла.
Помимо перечисленных правил, целесообразно прислушиваться к работе транспортного средства. Возникновение постороннего шума, не характерного для нормальной работы механизмов, требует немедленного реагирования. Грамотное и бережное обращение с автомобилем отплатит длительным сроком его эксплуатации.