"Мама, я живу хорошо": культурное наследие, оставленное художниками в годы перестройки

«Мама, я живу хорошо»: культурное наследие, оставленное художниками в годы перестройки

Перестройка была уникальным временем в истории России. Это была эпоха экономических и политических потрясений, которая породила огромный культурный пласт всевозможных произведений искусства, осознать которые нам еще предстоит. Об удивительном наследии художников того периода расскажем в этой статье.

Особенности перестроечного искусства

"Мама, я живу хорошо": культурное наследие, оставленное художниками в годы перестройки

По работам этого периода сегодня можно проследить, какое культурное наследие осталось в восприятии мастеров в первые годы после распада СССР. В картинах часто можно встретить классические советские символы.

Это ироничное и монументальное искусство, в котором чувствуется ожидание перемен и прощание с побежденной советской действительностью.

Во время перестройки были сняты практически все ограничения, особенно связанные со свободой слова. Представители андеграундного искусства, работавшие в подполье, наконец смогли заявить о себе во всеуслышание.

Многие из этих работ были встречены с негодованием, их демонстрация даже сопровождалась скандалами.

«Исследователь стука»

Эту картину (на главном фото) в 1987 году написали Андрей Масалов и Алексей Козин. На ней человек забивает огромный гвоздь себе в голову.

Сами художники относят свое творение к направлению, которое назвали «новой дикой школой». Это самая известная их работа.

Удивительна ее судьба. Она была похищена на выставке в Швеции, совмещенной с рок-концертом. Кстати, чтобы вывезти за границу, ее пришлось оформить как декорацию, так как вывозить произведения искусства было запрещено.

Это не единственная версия данной картины. В музее Академии художеств сегодня хранится похожая работа, на которой изображен человек, разбивающий себе голову гантелей.

«Опасность»

"Мама, я живу хорошо": культурное наследие, оставленное художниками в годы перестройки

Эта картина хоть и относится к перестроечному периоду, была написана Эриком Булатовым в 1972-1973 годах. Как раз в то время настроения творческой интеллигенции начинали меняться коренным образом.

Картина является одним из самых известных произведений современного отечественного искусства. Это максимально реалистичный рисунок, который со всех сторон окружен надписями «ОПАСНО». Из-за этого изображенный живописный ландшафт сразу приобретает зловещий оттенок.

Художник утверждал, что написал эти слова, чтобы зрители и не думали присоединяться к идиллическому пикнику на переднем плане. Он стремился отгородить нас от изображенной реальности, утверждая, что она недоступна.

«Кончилось твое время (и слава богу!)»

"Мама, я живу хорошо": культурное наследие, оставленное художниками в годы перестройки

Этот шедевр перестроечного периода — работа Александра Джикии. Он закончил работу в 1989 году.

Стиль, в котором создана картина, можно назвать максимально современным. Сегодня в подобном ключе рисуют даже комиксы.

Вообще, его произведения, как правило, напоминают абсурдный и сюрреалистичный сон. В его активе много работ, некоторые из них еще более откровенны. Например, полотно «Эти глаза напротив, калейдоскоп огней», на котором человек поджигает свои глаза спичкой.

На картине «Веселая шутка» персонаж, напоминающий Горбачева, трогает обнаженного мальчика.

«В поисках истории»

"Мама, я живу хорошо": культурное наследие, оставленное художниками в годы перестройки

На картине сюжет, который еще несколько десятилетий до этого даже нельзя было себе представить. На работе 1982 года Александра Косолапова Ленин изображен в образе египетского фараона. Он вручает пергамент, содержащий знания, богам Ра и Анубису.

Притом в руках у него специальный жезл, символизирующий власть, а над головой иероглифы, один из которых представляет собой горящую лампочку Ильича.

Вся картина, по сути, насмешка над самим соцреализмом, над его сутью.

Примечательно, что сам Косолапов получил классическое художественное образование. Этим он принципиально отличался от большинства концептуалистов перестроечного времени.

«Спящий»

"Мама, я живу хорошо": культурное наследие, оставленное художниками в годы перестройки

Это одна из самых популярных картин художника Василия Шульженко. Огромный человек на ней дремлет в обычном городском дворике, присев на развалившийся дом.

Шульженко специалисты считают тонким знатоком истинной русской души. При этом находится ряд экспертов, которые видят в нем русофоба. Вот какой он противоречивый мастер. Говоря о своем творчестве, сам он характеризует его как «свободные фантазии».

Художник — выпускник полиграфического института, диплом которого он получил в 1973 году. Через пять лет уже стал одним из членов живописной секции Московского союза художников.

Его творения сегодня хранятся во многих музеях страны, в том числе в Третьяковской галерее. На большинстве полотен Шульженко у героев гротескные и уродливые лица. Часто они сидят в лужах, на болотах или развалинах. Это самые обычные люди, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях.

«Когда гаснет экран»

"Мама, я живу хорошо": культурное наследие, оставленное художниками в годы перестройки

Среди популярных художников постсоветской эпохи стоит отметить Георгия Кичигина. Он уроженец Сибири.

«Когда гаснет экран» — его самая известная и печальная его работа. Он ее написал в 1991 году. Она посвящена одиночеству.

Рассказывая о ней, художник говорил, чтобы каждый зритель, увидев ее, сам задал бы себе вопрос: что остается в отражении кинескопа, когда экран телевизора гаснет.

На картине он дает свой ответ: это одинокое лицо человека, который смотрел на экран. Своей картиной Кичигин стремился передать ощущение одиночества, с которым столкнулось большинство людей, живущих в то время.

Есть версия, что подобная идея вдохновила Чарли Брукера на создание популярного сегодня сериала «Черное зеркало». Безусловно, если это так, Кичигин заглянул в бездонную черную пропасть кинескопа намного раньше.

«Мама, я живу хорошо»

"Мама, я живу хорошо": культурное наследие, оставленное художниками в годы перестройки

Сейчас эта картина Владимира Сафронова считается одним из самых ярких образцов перестроечной психоделики. На ней изображена кисть левой руки. Поднятый вверх большой палец прочно закреплен ниткой, которая повисла на гвозде.

Нитка так сильно впивается в плоть, что кончик пальца от этого сильно краснеет. Художник утверждал, что данное полотно в полной мере передает настроение большинства людей во время перестройки, когда жить нормально без каких-либо жертв или лишений никто не мог.

«Очередь»

"Мама, я живу хорошо": культурное наследие, оставленное художниками в годы перестройки

Одна из самых популярных и распространенных тем в первые годы перестройки — высмеивание советского быта. Например, на картине Алексея Сундукова 1986 года изображена знакомая всем людям того времени очередь.

С сумками и пакетами в ней стоят мужчины и женщины, одетые при этом предельно однообразно.

Сам Сундуков признавался, что стремился передать настроения социума проходящей эпохи, которые сам неоднократно испытывал в такие моменты.

Типажи он при этом срисовывал с натуры. Подходящие лица отыскивал на остановках общественного транспорта, в метро и магазинах. Его картины, которые сегодня можно увидеть даже в Третьяковской галерее, он называл антисоветским сюрреализмом. Причем настаивал, что основан он на реальных событиях.

«Россия»

"Мама, я живу хорошо": культурное наследие, оставленное художниками в годы перестройки

Эта картина концептуалиста Сергея Шаблавина, относящаяся к постсоветскому периоду, была продана в 2015 году за 12,5 тысячи евро.

Само произведение написано в 1992 году. На нем железная дорога зимой, покрытая снегом. В центре изображены два круга — синий и красный. Все имеет подтекст.

Сам Шаблавин утверждал, что круги изображают универсальную форму вещей. При этом подчеркивал, что самое главное следует помещать в самый центр круга.

Кстати, круги всевозможной формы встречаются и на других полотнах мастера. Примечательно, что художник неоднократно утверждал, что далек от политики, никогда не занимался высмеиванием социума и власти, хотя в этом его неоднократно подозревали, пытаясь разобраться в смыслах, заложенных в его работах.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.