Лет 20 тому назад на экскурсии мы ездили на «Икарусах», а чаще на ЛАЗ-695. Как следует из названия, это автобусы производства Львовского автозавода. Однако экскурсионные варианты далеко не единственный транспорт, который носил большую «Л» на капоте. Одним из представителей того же Львовского завода можно назвать автобус ЛАЗ-4202, позиционируемый как общественный транспорт для городского и пригородного сообщения.
Следует отметить, что первые машины этой линейки не были идеальными. Именно поэтому в большинстве случаев использовался ЛАЗ-42021 — усовершенствованная модель. И хотя этот автобус давно снят с производства, в некоторых современных экземплярах по-прежнему проглядывают его черты. Не будь его — может быть, львовский автобус так никогда и не стал бы комфортабельным как для пассажиров, так и для водителя.
ЛАЗ: история марки
Началом отсчета истории завода ЛАЗ можно назвать 1945 год. Еще до окончания войны, в апреле, было издано постановление о закладке во Львове автосборочного предприятия. Через месяц начинается строительство. В 1949 году еще не достроенный завод получает первое задание на производство кранов, автобусов и электромобилей. Из Днепропетровска передается документация по автобусу ЗИС-150. Однако молодые конструкторы КБ при заводе на свой страх и риск решили не модернизировать чью-то разработку, а создать свою. К концу 1955-го общественности были представлены опытные образцы будущего ЛАЗ-695.
В течение последующих нескольких лет эти машины завоевывают популярность. Вместительность, неприхотливость, простота в обслуживании — все это было в новом автобусе. С 1969 по 1973 год разрабатываются несколько модификаций 695-го, но в серию они так и не попадают. По некоторым причинам Советский Союз сворачивает производство автобусов повышенной вместимости, и на наших дорогах появляются венгерские «Икарусы».
Тем не менее завод не простаивает. В 1979 году заканчивается строительство нового большого цеха и начинается разработка внутригородского транспорта, получившего заводское имя ЛАЗ-4202. Эта модель будет сходить с конвейеров завода 5 лет. В 1984 году из-за проблем в базовой версии ее заменяет модифицированный автобус, который, как и прототип, является машиной для работы на городских и пригородных маршрутах. Модель 42071, наравне с 695-й, выпускалась заводом до распада СССР в 1991 году.
Пассажировместимость
Что же собой представляли характеристики автобуса ЛАЗ-4202? Городской автобус (именно так позиционировалась эта модель), в противовес по-прежнему выпускающемуся «Туристу», должен везти большое количество людей с комфортом. И если со вторым параметром можно поспорить, то первый, по мнению перевозчиков, должен отвечать принципу «чем больше, тем лучше». Новая модель имела 25 сидячих мест и полную вместимость 80 человек. Параметры для 1979 года очень хорошие. Однако именно перевозчики и сыграли свою роль в том, что новинка продержалась всего 5 лет.
Недочеты модели
Почему же эта модель прожила на конвейере так мало? Автобус получил КамАЗовский дизельный двигатель, «экономичный по цене топлива», как его назвали в те годы. Но, хотя он и превосходил по мощности потребности самого КамАЗа, по своим внешним параметрам был рассчитан на грузовики, и в варианте заднего расположения (как это принято в машинах ЛАЗа) занимал много места. Результатом этого стало решение о переносе второй двери в середину салона.
Следующим минусом стала работа в паре с гидромеханической КПП, с которой КамАЗовский движок никак не хотел нормально работать.
И наконец, третьим и главным недочетом ЛАЗ-4202, который стал решающим при отказе от дальнейшего выпуска, стали недоработки кузова. Эксплуатироваться автобус мог до 4 лет, но первые дефекты появлялись уже через 3-4 месяца.
Технические данные
Теперь рассмотрим более детально все параметры автобуса ЛАЗ-4202.
- Технические характеристики двигателя за все 15 лет производства не поменялись. Даже для модифицированной версии завод по-прежнему заказывал моторы производства «КамАЗ». Это была модель 7401-05 мощностью 180 л. с., позволяющая развивать максимальную скорость 75 км/час.
- КПП в 1984 году поменяли на обычную механику от ЯМЗ — модель 141. Это решило сразу многие проблемы ремонтников. Коробка не лучшая, но знакомая.
- Новый вариант получил также усиленный кузов, в результате чего значительно (в 4 раза) вырос срок использования. Теперь автобус мог работать более 10 лет.
- Бак на 250 литров, что при расходе 20 л на 100 км и незначительной стоимости заправки давало хорошие показатели.
И пару слов о внешних параметрах. Автобус имел две двухстворчатых двери. Некоторые пригородные модели вместо автоматики получили обычную распашную дверь, за счет которой немного изменилось количество посадочных мест, появилось третье широкое окно между дверями, и общая вместительность составила 95 человек.
- Длина — 9700 мм.
- Ширина — 2500 мм.
- Высота — 2945 мм.
- Колея колес — 2100 мм.
- Полная масса — 13 400 кг.
- Снаряженная — 8600 кг.
Заключение
Лет 20 тому назад для решения проблем общественного транспорта перевозчики использовали ЛАЗ-42021 — машину Львовского завода. И хотя она безнадежно устарела, во времена своего расцвета была ничем не хуже автобуса производства Венгрии — хорошо всем знакомого «Икаруса».