Конкуренция — это двигатель общественного прогресса

Конкуренция – это неотъемлемое условие нормального функционирования любой рыночной экономики. Рынок необходим для обеспечения наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов, наилучшей координации планов покупателей и продавцов, распределения доходов согласно достигнутым результатам. Всего этого возможно достичь только в условиях соперничества между производителями. Как показывает практика, именно конкуренция и рынок являются механизмами развития экономической системы.

Термин «конкуренция» — это многогранное понятие, которое невозможно охватить одним универсальным определением. Конкуренция — соревнование, соперничество между товаропроизводителями, выступающими на рынке за наиболее выгодные возможности производства и сбыта продукции и получения максимально возможной прибыли.

Теория конкуренции

Теория конкуренции и роли конкуренции в регулировании рыночных отношений зародились в рамках классической политэкономии несколько сотен лет назад. Адам Смит впервые начал говорить о ключевой роли, которую имеет конкуренция для автоматического регулирования цены на свободном рынке. Смит говорил, что конкуренция — это «невидимая рука», заставляющая продавцов устанавливать цены в соответствии со спросом на данную продукцию со стороны покупателей. Таким образом, высококонкурентный рынок способен самостоятельно формировать цену равновесия.

В дальнейшем представление о данном понятии значительно расширялось и углублялось. В результате были выделены различные виды и типы конкуренции, различающиеся между собой, прежде всего, по уровню концентрации на рынке конкурирующих продавцов однородной продукции. Произошло разделение понятия «конкуренция» на два ее вида: «совершенная» и «несовершенная». Характерно, что Рикардо, Смит и другие первые исследователи в большей мере рассматривали совершенную конкуренцию, а несовершенная конкуренция стала подробно исследоваться в более поздних работах.

Признаки совершенной конкуренции:

· Одновременно на рынке функционирует множество мелких компаний.

· На рынке производится однородная продукция.

· В отрасли не существует барьеров входа и выхода.

· Наличие равного доступа к различным видам информации.

· Горизонтальная кривая спроса у всех конкурентов.

· Ни одна из фирм не способна оказать на рыночную цену существенное влияние.

Функции конкуренции:

1. Создание механизма отбора эффективных решений.

2. Стимулирующая функция.

3. Дифференциация или расслоение товаров производителей.

Таким образом, конкуренция – это действительно двигатель общественного прогресса.

Конкуренция в российской экономике

В нашей стране конкурентная среда более активно сформирована в крупных городах и затрагивает в особенности такие сферы деятельности, как продажа персональных компьютеров, общественное питание, издательская деятельность, розничная торговля, транспортные услуги и прочее.

Анализ проблемы формирования конкурентной среды в России позволяет вычленить три главные составляющие конкуренции:

· Конкуренция на отечественном рынке между местными товаропроизводителями.

· Конкуренция на отечественном рынке между иностранными и отечественными товаропроизводителями.

· Конкуренция на зарубежных рынках между иностранными и отечественными товаропроизводителями.

В условиях достаточно резкого открытия рынков России для иностранных фирм значительная доля отечественных предприятий ключевых отраслей экономики оказалась на внутреннем рынке неконкурентоспособной. В результате главной задачей стало выживание лучших отечественных производителей в условиях открытой жесткой конкуренции с иностранными компаниями.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.