Комплекс ОРУ для средней группы: описание, составление комплекса упражнений, правила проведения, особенности выполнения и польза

Дети

В детском саду много внимания уделяется укреплению здоровья юных воспитанников. Физическое развитие малышей — одно из центральных направлений этой работы. Возраст 4-5 лет называют возрастом грации. Детям легко даются гимнастические упражнения, у них хорошая координация, активно развивается мускулатура. Правильно разработанный комплекс ОРУ для средней группы повышает работоспособность организма, формирует красивую осанку, создает бодрое настроение.

Польза общеразвивающих упражнений

Для начала разберемся с понятиями. Под общеразвивающими упражнениями (ОРУ) понимаются несложные, доступные для занимающихся движения, которые выполняются в целях разминки или оздоровления. В детском саду это неотъемлемая часть режима, воспроизводимого изо дня в день.

Комплексы ОРУ по физкультуре обеспечивают:

  • приучают детей к дисциплине;
  • создают хорошее настроение, поднимают тонус;
  • формируют опорно-двигательный аппарат;
  • развивают физические качества (ловкость, гибкость, выносливость и т.д.);
  • учат координации движений, тренируют равновесие;
  • активизируют физиологические функции (дыхание, сердечную деятельность, кровообращение);
  • развивают как крупную, так и мелкую моторику (во время выполнения упражнений с предметами);
  • учат ребятишек следовать указаниям взрослых, а также быстро ориентироваться в пространстве.

Комплекс ОРУ для средней группы: описание, составление комплекса упражнений, правила проведения, особенности выполнения и польза

Составление комплекса

Физкультурные занятия в средней группе проводятся ежедневно. Летом детей рекомендуется выводить на улицу. В холодные сезоны используется спортивный или хореографический залы. Воспитатель через одну-две недели меняет комплексы ОРУ.

Гимнастика всегда начинается с вводной части. Организм подготавливается к последующим нагрузкам (1-2 мин.). Водная часть включает в себя:

  • строевые упражнения (повороты в стороны и кругом), перестроения (в круги или в несколько колон);
  • ходьбу (друг за другом или парами, на носках или на пятках, с высоким подниманием колен, с различным положением рук);
  • бег (по кругу, с подпрыгиванием, врассыпную).

Сам комплекс ОРУ в средней группе по ФГОС состоит из 4-5 упражнений, которые повторяются ребятишками по 5-6 раз. Сначала дети разминают шею, плечи и руки. Этот этап помогает выпрямить позвоночник, раскрыть грудную клетку. Затем выполняются упражнения для туловища, спины. Это могут быть всевозможные наклоны, повороты, вращение тазом. В конце комплекса делаются упражнения, укрепляющие брюшной пресс, мышцы ног, а также свод стопы.

В заключительную часть включают либо бег, либо прыжки. Восстановить пульс и ровное дыхание помогает спокойная ходьба.

Построение детей

Воспитатель старается создать у ребятишек радостное настроение при выполнении комплекса ОРУ. Утренняя гимнастика в средней группе проходит оживленнее, если педагог использует разнообразные способы построения.

Комплекс ОРУ для средней группы: описание, составление комплекса упражнений, правила проведения, особенности выполнения и польза

В этом возрасте дети умеют строиться в круг. Это наиболее целесообразно, если большинство упражнений будут выполняться лежа или сидя. Ведь малыши еще не умеют держать необходимую дистанцию.

Однако постепенно осваиваются построения в 3-4 звена, в колонну по 2-3 человека. Неожиданный порядок вызывает интерес у воспитанников, привлекает их внимание. Если в комплексе упражнений ОРУ задействованы предметы, взрослый может разложить их в зале в шахматном или ином порядке. Детям предлагается самостоятельно выбрать себе место рядом с пособием.

Раздача предметов

Разнообразить гимнастику помогает задействование флажков, мячей, скакалок, султанчиков, обручей, гимнастических палок, лент, кубиков, набивных мешочков, погремушек. Перед выполнением комплекса ОРУ для средней группы с предметами воспитатель раскладывает пособия на полу, и дети занимают места рядом с ними. Возможен и другой вариант, когда ребятишки сами берут предметы.

Обручи и палки удобно располагать вдоль стен по несколько штук в одном месте. Мячи могут лежать на специальных полках или внутри обручей. Мелкие предметы кладут на стулья. Такой порядок дает ребятишкам возможность быстро взять пособия и организованно вернуть их на место.

Методы обучения

В начале года воспитатель руководит действиями детей так же, как в младшей группе. Упражнение демонстрируется взрослым перед его выполнением. Объяснения привязываются к знакомому образу (машем руками, как птички). Затем дети и воспитатель делают движения, причем подсчет не ведется.

Комплекс ОРУ для средней группы: описание, составление комплекса упражнений, правила проведения, особенности выполнения и польза

Постепенно задачи усложняются. Внимание детей обращается не на эмоциональные составляющие (потянемся как котенок), а не технику выполнения (встали на цыпочки, держим спинку прямо, ладошками стараемся достать до потолка). Большое значение имеет грамотный, красивый показ разучиваемого упражнения. Все действия тут же комментируются, активно вводятся понятия «влево», «вправо».

Комплекс ОРУ для средней группы выполняется детьми согласованно, под счет. Воспитатель дает команду «Начали!», делает вместе со всеми 2-3 движения, а затем руководит действиями словесно. Если нужно, подсчет чередуется с пояснениями («наклонились-выпрямились, раз-два»). Можно включить ритмичную музыку, которая будет задавать темп. Заканчивается выполнение упражнения по команде. Если движение хорошо изучено, можно обойтись словесными указаниями, без показа, или переложить эту задачу на одного из детей.

Комплексы ОРУ для средней группы без предметов

Ребятишки пятого года жизни активно осваивают ролевые игры. Зарядка воспринимается ими с большей радостью, если имеет определенный сюжет. Дошкольники отправляются в небольшое приключение, перевоплощаются в птичек и зайчиков, перепрыгивают через лужи. При этом развивается воображение и эмоциональная сфера.

Ниже приведен комплекс ОРУ для средней группы без предметов, который можно проводить осенью:

  • «Деревья шумят». Немного расставить ноги, руки поднять, отвести вправо, потом влево. Действия сопровождать звуком «ш-ш-ш-ш».
  • «Перелетные птицы». Руки плавно поднимаются и опускаются через стороны.
  • «Посмотри, сколько листьев вокруг!». Ноги поставить на ширину плеч, руки — на пояс. Повороты в стороны.
  • «Собираем яблоки». Потянуться вверх, срывая воображаемый фрукт, затем присесть и положить его в корзинку.
  • «Зайчики радуются золотой осени». Ритмичные подскоки на двух ногах, руками изобразить заячьи ушки.
  • Зимой будет уместен другой комплекс:

  • «Ловим снежинки». Дети стоят, опустив руки. По команде нужно поднять их к потолку через стороны, сделать хлопок, вернуться в и. п.
  • «Холодно». Ноги слегка расставлены, руки вытянуты в стороны. Дети хлопают себя по бедрам.
  • «Кругом сугробы». Встать на колени, руки на поясе. Выполнить повороты влево и вправо.
  • «Я замерз». Сесть, ноги вытянуть вперед, руки завести за спину. По команде ноги согнуть в коленях, руками подтянуть к груди и снова выпрямить.
  • «Греемся». Дети прыгают на двух ногах, активно размахивая руками.
  • Комплекс ОРУ для средней группы: описание, составление комплекса упражнений, правила проведения, особенности выполнения и польза

    Весенний комплекс ОРУ для средней группы поможет деткам превратиться в красивые цветы. Он включает в себя следующие упражнения:

  • «Цветок распускается». Ноги поставить врозь, руки — на плечи. Затем поднять их к воображаемому солнышку, пошевелить всеми пальчиками.
  • «Бабочка прилетела». И. п. — стоя, руки свободно опущены вниз. Нагнуться вперед, руки расставить в стороны как крылья.
  • «Подул ветерок». Дети ставят руки на пояс, делают наклоны в стороны.
  • «Цветы растут». И. п. — сесть на корточки. По команде встать на ноги, потянуться вверх.
  • «Дождик пошел». Быстрые подскоки («ливень»), которые постепенно замедляются.
  • Очень нравится ребятишкам воплощаться в различных животных. Для этого всем вместе можно отправиться в деревню:

  • «Корова». Встать прямо. Вдохнуть воздух, приподнимая плечи. С выдохом протянуть: «му-у-у».
  • «Кошка». Встать на четвереньки, округлить спину, голову опустить, сказать: «ш-ш-ш». Затем прогнуть спину, посмотреть вверх и мяукнуть.
  • «Свинка катается в грязи». Лечь на спину, руки вытянуть за головой. Перекатиться на живот и обратно.
  • «Собака». Приседать, разводя коленки в стороны и ставя руки перед собой на пол.
  • «Лошадка». Выполнять прыжки, сопровождая их цоканьем.
  • Комплексы с мячом

    Использование ярких предметов повышает интерес малышей к занятиям физкультурой. Мяч — самый распространенный снаряд, который имеется в наличии во всех детских садах. Именно поэтому его часто задействуют при проведении комплексов ОРУ для средней группы с предметами.

    Вот как может выглядеть веселая зарядка с мячом «Колобок»:

  • «Бабушка ищет муку». Повороты головы влево и вправо, мяч за спиной.
  • «Месим тесто». Мяч положить на пол. Выполнять к нему наклоны, показывая руками, как месят тесто.
  • «Испекли колобок». Ребятишки держат мяч в вытянутых руках. Выполняются повороты туловища.
  • «Колобок убегает». Дети катают мяч по кругу сначала правой, а потом и левой стопой.
  • «Мы поймали колобок». Ребятишки зажимают мяч между колен и выполняют подскоки.
  • Комплекс ОРУ для средней группы: описание, составление комплекса упражнений, правила проведения, особенности выполнения и польза

    С этим же предметом можно отправиться в путешествие по воображаемым джунглям. В соответствующий комплекс входят следующие упражнения:

  • «Спрячь кокос». Дети стоят, держа мяч в опущенных руках. По счету они поднимают руки, заводят мяч за голову, снова тянутся вверх, и, наконец, возвращаются в и.п.
  • «Мартышка качается на лиане». Ребятишки поднимают руки с мячом, наклоняя их влево и вправо.
  • «Мартышка собирает кокосы». Прижать мяч к груди, присесть, опустить его на пол, подняться на ноги. Затем снова выполнить приседание, беря в руки мяч и возвращаясь в и. п.
  • «Мартышка пьет кокосовое молоко». Дети лежит на животе, держа мяч в вытянутых руках перед собой. По команде они поднимают снаряд вверх, отрывая грудь от пола и прогибаясь в спине.
  • «Мартышка играет». Сесть, сзади опереться руками о пол. Мяч зажать между стоп. Согнув колени, подтянуть его к груди.
  • Комплексы с использованием гимнастической палки

    Этот снаряд является новым для детей, поэтому их надо научить правильным захватам. Гимнастическую палку можно держать горизонтально, взявшись хватом за ее середину. Чтобы ее «нос» направить вниз, достаточно выпрямить указательный палец. Также палку можно поместить на плечо, подпирая рукой снизу.

    Ниже представлен комплекс ОРУ для детей средней группы «Лягушонок»:

  • «Лягушонок тянется». Дети стоят, удерживая палку в опущенных руках. По команде воспитателя они поднимают ее вверх, глазами находят воображаемое «солнышко».
  • «Лягушонок оглядывается». Палка заведена за плечи. Дети поворачиваются в стороны.
  • «Ловим комаров». Ребятишки стоят, держа палку в районе груди. По команде нужно нагнуться, коснуться снарядом ног и сказать «ам». Потом вернуться в и.п.
  • «Прячемся от цапли». Дети стоят, руки с палкой опущены. Нужно присесть, вытягивая руки вперед, потом подняться.
  • «Лягушонок радуется». Прыжки через палку с поворотами.
  • Понравится ребятишкам и комплекс «Полет на самолете». В него входят следующие упражнения:

    • «Заведем мотор». Палку держат вертикально в правой руке. Дети рисуют большие круги перед собой, произнося «д-д-д». Затем руки меняют.
    • «Разгоняем облака». Ребятишки берут палку в обе руки, вытягивают их перед собой и выполняют повороты из стороны в сторону.
    • «Смотрим вниз». Ребенок ставит палку на пол одним концом, за другой держится. Перехватывая снаряд руками, он перемещается до самого пола под счет до 4-х. Затем производится обратное движение.
    • «Увидели лодку». Дети лежат на спине, ноги поджаты к груди, палка заведена под колени. Выполняются покачивания вперед и назад, имитирующие движения плывущей лодки.
    • «Самолет набирает высоту». Дети выпрыгивают вверх, поднимая палку над головой.

    Комплекс ОРУ со скакалкой в средней группе

    В детском саду детей знакомят со скакалкой в трехлетнем возрасте. Малыши пытаются перепрыгнуть или перешагнуть через снаряд, который держат взрослые. В средней группе ребятишек учат самостоятельно вращать скакалку и совершать через нее прыжки любым удобным способом.

    Комплекс ОРУ для средней группы: описание, составление комплекса упражнений, правила проведения, особенности выполнения и польза

    Сделать обучение интересным поможет необычный сценарий комплекса ОРУ. В средней группе со скакалкой можно поиграть в зайчиков. Для этого предложите детям следующие упражнения:

    • «Зайчики рассматривает скакалку». Снаряд сложить вчетверо, держать перед собой. Руки поднимаем вперед, затем к потолку, опять вперед и вниз. Следим глазами за перемещением.
    • «Зайчата перетягивают скакалку». Дети держат снаряд перед грудью. Сначала вправо выпрямляется правая рука, левая при этом сгибается. Потом движение выполняется в другую сторону.
    • «Скакалка упала». Дети держат снаряд в руках, вытянутых вперед. По команде они наклоняются вниз, кладут скакалку на пол, выпрямляются. Затем снова сгибаются как можно ниже к полу, поднимают снаряд, возвращаются в и. п.
    • «Зайчики качаются». Ребятишки садятся на пол, ноги прямые. Скакалку нужно сложить пополам, зацепить за ступни и натянуть. Выполняются покачивания из стороны с торону.
    • «Зайчата прыгают». Дети пробуют вращать скакалку и перепрыгивать через нее вначале в медленном темпе, а потом быстрее.

    Комплекс с кубиками

    Дошкольники с удовольствием включаются в ролевые игры. Раздайте малышам по 2 кубика для проведения следующей утренней гимнастики. Комплекс ОРУ «Строители» подробно описан ниже:

    • «Строим небоскреб». Дети стоят прямо, руки с кубиками свободно опущены. По команде они поднимают их над головой, ударяют кубиком о кубик и снова опускают.
    • «Забиваем гвоздь». И. п. то же. Ребятишки разводят руки в стороны как можно шире, а потом соединяют перед грудью, стуча кубиком о кубик.
    • «Кирпичная кладка». Дети наклоняются к полу, строят башенку из кубиков, затем выпрямляются. Повторяя упражнение, надо поднять предметы, встать ровно, вытянув руки перед собой.
    • «Чиним пол». Дети выполняют приседания. Опустившись на корточки, они стучат кубиками об пол.
    • «Строители разминаются». Прыжки вокруг кубиков в разных направлениях.

    Комплекс ОРУ для средней группы: описание, составление комплекса упражнений, правила проведения, особенности выполнения и польза

    Комплекс с обручем

    Этот предмет является новым для воспитанников средней группы, и поэтому привлекательным. С его помощью можно поиграть в водителей, выполнив такие упражнения:

    • «Садимся в машину». Ребенок стоит внутри обруча, держа его в опущенных руках. По команде снаряд поднимают над головой, потом опускают.
    • «Руль». Обруч держится в вытянутых руках, выполняются скручивающие движения влево и вправо.
    • «По кочкам». Сесть в обруч по-турецки, руки соединить за спиной. Выполнить наклоны в стороны.
    • «Выйдем из машины». Обруч ставится на пол. Ребенок придерживает его сверху одной рукой. Нужно присесть и пройти через снаряд сначала в одну, а потом в другую сторону.
    • «Ножки устали». Прыжки боком из обруча в разные стороны, которые чередуются с ходьбой внутри снаряда.

    Комплексы ОРУ для средней группы должны не только укреплять мышцы и здоровье ребятишек, но и поднимать настроение. Так воспитывается любовь к физкультурным занятиям, желание вести активный образ жизни. Все это пригодится детям уже во взрослой жизни.

    Оцените статью
    Добавить комментарий

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.