Россияне привыкли гордиться метрополитеном столицы. Даже те, кто никогда не был в Москве, знают об уникальности подземных станций и их роскошном оформлении. Между тем, столица — вовсе не единственный город России, в котором искусство можно увидеть под землей.
К примеру, Ростов-на-Дону может предложить туристам не только сосредоточенные в историческом центре достопримечательности, но и уникальные подземные переходы, которые находятся практически повсеместно.
В чем особенность ростовских подземных переходов?
Что представляет собой обычный подземный переход в любом городе? Длинный коридор, как правило, достаточно тускло освещенный, с однотонными сероватыми стенами, сливающимися с потолком.
В Ростове-на-Дону же все совсем не так. Стены в пешеходных переходах украшает мозаика. Причем люди могут полюбоваться настоящими панно, сюжетными картинами, а не простым орнаментом или же цветными плитками, выложенными калейдоскопом.
Как появились в переходах мозаичные картины?
Ростов-на-Дону – город, одновременно являющийся как древним, так и молодым. До 70-х годов прошлого столетия большую часть его территории занимали частные дома. Во второй половине прошлого века началась активная застройка, хотя, разумеется, частный сектор полностью не исчез с городских карт.
За строительство переходов отвечала компания «Мостоотряд №10». Именно ее руководителю, Георгию Былло, пришла в голову мысль превратить скучные и уныло выглядящие стены в городскую достопримечательность. Непосредственно же оформлением переходов занималась бригада мастеров под началом Юрия Никитовича Лабинцева.
Первый такой переход открылся в 1970 году на Театральной площади, а последний – в 1984, на площади Карла Маркса. Облицовочную плитку для оформления стен привозили в Ростов-на-дону из Чехии. Разумеется, все сюжетные панно, украшающие переходы, были созданы вручную.
Кем и как создавались мозаичные картины?
Несмотря на то, что мозаики в ростовских переходах были выложены относительно недавно, имена многих мастеров, над ними работавших, уже забылись. Однако женщина, которая создала четверть панно, украшающих подземные переходы, до сих пор живет в Ростове-на-Дону.
Галина Ивановна Гриценко отдала созданию мозаик почти 15 лет своей жизни. Работала она не только в переходах родного города, но и в Волгодонске.
По воспоминаниям Галины Ивановны, начавшей трудиться над мозаиками в 1972 году, из инструментов у работников были лишь обыкновенные кусачки и наждачная бумага.
Эскиз картины лежал перед ними на верстаке, там же находился и масштабный черно-белый схематический рисунок с указанием размеров. На создание одного мозаичного панно уходило несколько месяцев. В среднем картины заканчивали за полгода.
Работа заключалась в следующем:
- нужная часть рисунка-схемы копировалась на кальку;
- полученный дубликат «разбивали» на фрагменты, нумеровали и разрезали;
- по бумажным кусочкам вырезали плиточные.
После этого часть мозаики собирали на верстаке в специальной раме. Если никаких ошибок допущено не было, то фрагмент переносили на стену.
Что изображено на мозаичных картинах? В каком они сейчас состоянии?
Тематика сюжетов мозаичных панно напрямую связана с историей края и страны. В переходах Ростова-на-Дону можно увидеть эпизоды из жизни станичников, школьные будни детей, сюжеты о покорении космического пространства и многое другое.
Но рассмотреть удастся далеко не все мозаики. После перестройки в переходах появились торговые палатки, многие из которых до сих пор функционируют. Разумеется, они закрывают стены. Также периодически проводятся ремонтные работы, из-за которых часть мозаичных картин заменяется простой плиткой. Разумеется, подобная ситуация приводит к регулярным конфликтам между краеведами, муниципалитетом и торговцами.
В связи с этим возникает вопрос о том, почему бы не перенести палатки от стен к середине? Так сделано во всех крупных торговых центрах. Что же касается ремонтных работ, то, вероятно, они вызваны необходимостью, а бюджет не позволяет сохранить уникальные панно. Ведь вряд ли городские власти стали бы умышленно уничтожать одну из местных достопримечательностей.