Рынок представляет собой совокупность всех сделок, актов купли-продажи услуг и изделий. Процессы, проводимые на нем, происходят в соответствии с законами обращения и товарного производства. Рынок – это механизм, главными составляющими которого являются продавцы и покупатели.
Классификация рынков происходит по нескольким параметрам. Рассмотрим основные из них.
1. По признакам:
— меры государственного регулирования;
— степень монополизированности;
— легальность;
— степень масштаба товарообменных процессов;
— виды реализуемых услуг и изделий;
— территориальная принадлежность.
2. Классификация рынков по виду конкуренции:
— немонополизированный;
— высококонкурентный;
— олигополистический;
— чистая монополия;
— дуополистический;
— монополистическая конкуренция.
3. По виду реализуемого товара:
— предметы потребления и услуги;
— недвижимость, здания, жилые площади;
— средства производства и земля;
— инвестиции;
— деньги, ценные бумаги;
— рабочие места, труд;
— инновации;
— духовный и интеллектуальный продукт.
4. Классификация рынков по территориальному признаку:
— региональные;
— национальные;
— местные;
— мировой.
5. По функциональному признаку:
— неорганизованный рынок;
— оптовый.
6. Классификация рынков по товарам:
— дефицитный или недефицитный;
— импортные или национальные.
7. В современной рыночной экономике стало актуальным подразделять рынки по принципу законности:
— легальный (официальный);
— нелегальный (теневой);
— черный.
8. По объектам обмена выделяют:
— финансовые;
— рынки производственных факторов;
— рынки услуг и товаров.
9. По степени насыщенности:
— равновесные рынки – уровень предложения и спроса находятся примерно на одном уровне;
— дефицитные – люди готовы купить больший объем товара, чем поставщики дают на продажу.
— избыточные – товары представлены на рынках в большом количестве, но покупатели не могут под влиянием различных факторов их приобрести.
В современной экономике сформировались определенные законы рынка. Рассмотрим основные.
1. Закон вероятности. Цена не является постоянной величиной, в определенный промежуток времени она начнет расти или падать.
2. Закон случая. Никто из продавцов не знает, что произойдет в следующий момент. Поэтому всегда нужно быть готовым к неожиданности, и корректировать свои расчеты с учетом возможных случайностей.
3. Закон подлости. На рынке условия постоянно меняются. И даже тогда, когда вы уверены в сделке и получили абсолютную гарантию, не забывайте о возможных изменениях правил «игры». Будьте готовы к любым неожиданностям и подстраховывайтесь.
4. Закон оптимизма. Многие люди склонны к преувеличению своих возможностей и шансов, когда необходимо трезво оценить ситуацию. Не стоит заключать сделки по первым предложенным вам ценам. Если вы покупаете продукцию, то старайтесь снизить стоимость партии. Найдите с продавцом выгодные для обоих условия сделки.
5. Закон времени. Формулировка его примерно следующая: чем дольше времени вы находитесь за пределами рынка, тем больше ваше желание совершить сделку. В этом случае, попадая на рынок, вы готовы заключать контракты на любых условиях. Будьте терпеливыми, рассмотрите все возможные варианты сотрудничества с партнерами.
6. Закон причины-следствия. Любое движение связано с какими-то определенными желаниями субъектов рынка. Не нужно совершать каких-либо сделок, если вы не знаете, что является первопричиной для подписания контракта. Рассматривайте ситуацию и со своей стороны, и с позиции партнера.
Развитие рынка происходит постоянно. Каждый участник сделок должен хорошо разбираться в ситуации, законах и прочих важных моментах экономики. В противном случае он может понести значительные потери, связанные со своими действиями или выпадами конкурентов на рынке.