Математика в детском саду представляет собой не только счет до десяти и обратно. Занятие по математике в подготовительной группе подразумевает развитие математических и логических умений у каждого ребенка. В дальнейшем эта база навыков и умений будет фундаментальной в школьном образовании, где важно не только считать, но и выстраивать причинно-следственные связи. Поэтому в ДОУ на математических занятиях больше внимания уделяется логическим задачкам.
Какие логические приемы мышления включает в себя математика?
Для подготовительной группы занятие должно выстраиваться таким образом, чтобы развить у ребенка логические приемы или мыслительные операции: синтез, классификация, абстракция, аналогия, сериация, обобщение, сравнение, конструирование, анализ.
Задачи на анализирование заставляют ребенка выделять один объект из группы предметов. Например, найти фрукт из овощей или собрать только кислые фрукты. Ребенку необходимо проанализировать свойства каждого предмета и выделить один или несколько по конкретным условиям.
Задачи на синтез требуют соединения разных признаков в единое целое. Например, традиционное занятие по математике в подготовительной группе на синтезирование – это поиск мячей из всех предметов, затем нужно отобрать только красные мячи, далее — собрать мячи только не красного цвета. Задания на развитие анализа и синтеза схожи между собой.
Упражнения по сериации требуют от ребенка выстраивания рядов по возрастающему или убывающему признаку. Если в младшей группе такие задания подразумевают построение пирамидок, елочек или матрешек, то в подготовительной группе дети могут работать с цифрами, фигурами, палочками.
Сравнение, конструирование, классификация, обобщение
Особое внимание уделяется развитию сравнительного умения, чтобы ребенок мог выделить одинаковые и различные признаки каждого предмета. В подготовительной группе это могут быть задачи на выделение предметов по 2-3 признакам или поиск многочисленных описательных прилагательных какого-либо предмета (арбуз-солнце, лента-змея).
По конструированию занятие по математике в подготовительной группе также проводится не менее 2-х раз в неделю. Каждый раз дети получают задания с усложненными условиями. Например, на первом занятии дети делали по примеру воспитателя, на втором задании – по памяти, в третий раз – по рисунку, а на последнем этапе дается словесное общее задания «сложи кошку».
Классификация и обобщение по сути сходны, как анализ и синтез. Только в первом случае нужно разделить предметы на группы, а при обобщении нужно найти сходные признаки у предметов. Например, задачки по классификации включают в себя поиск предметов по названию, форме, размеру, цвету или по нескольким признакам (красные пуговицы в круглую емкость, а зеленые бусины в квадратную коробку). При этом педагог может назвать различие между предметами или дать неопределенное задание: «Найди, что общего между предметами» или «Раздели треугольники на две группы», а ребенок ищет признаки сам.
Многие дошкольники выполняют любое занятие по математике в подготовительной группе на отлично, но при этом не могут обобщить результат проделанной работы. Поэтому важно после каждого задания спрашивать: «Почему этот предмет лежит в этой группе, а не в той»? Такие вопросы способствуют развитию причинно-следственной связи, ребенок учиться рассуждать, строить логические умозаключения.
Какими же математическими знаниями должны овладеть старшие дошкольники?
- Дети должны считать до десяти и обратно с любой цифры.
- Дошколята должны знать, как выглядят цифры от нуля до десяти.
- В пределах десяти дети должны быстро назвать «соседей» любого числа.
- Детки должны понимать значение знаков: плюс, минус, больше, меньше, равно.
- Дети должны сравнивать числа в пределах 10 (что больше, что меньше, одинаково).
- Дошкольники должны находить геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг.
- Дети должны соотносить картинку (количество предметов) с цифрой.
- Дети должны группировать предметы по конкретному признаку.
- Дети должны сравнивать предметы по размеру, цвету, форме.
- Дети должны решать задачки в одно действие на вычитание и сложение.
- Дети должны понимать такие термины, как «позже», «раньше», «вправо», «вверх», «влево», «вниз», «перед», «между», «за» и т. д.
Это примерные математические ЗУНы, которыми должны овладеть дошкольники. В каждом конкретном ДОУ своя программа, которая и определяет, какой будет математика. Подготовительная группа (конспекты занятий пишутся подробно) требует больше демонстрационного материала и интересных логических задач.
Детям неинтересно решать примеры на вычитание и сложение. Им нужно спасать сказочных героев, решая задачки злодеев. Поэтому педагогу нужно тщательно подготовиться к занятию, прописав программное содержание, предварительную работу, методические приемы, демонстрационный и раздаточный материал, структуру и ход занятия с прямой речью и возможными ответами детей.