При работающем двигателе автомобиль “живой”, а если двигатель не работает, то это просто кусок металла. Работа бензинового двигателя во многом зависит от аккумуляторной батареи или АКБ. Особенно понятно это становится зимой при морозе ниже минус 20°С. Поэтому далеко непраздным будет вопрос, как заряжать автомобильный аккумулятор.
Понятное дело, что лучше до разряда АКБ не доводить, но случается всякое. Если напряжение на клеммах становится ниже 10,5В, то заряд для батареи жизненно необходим. Надо помнить, что при глубоком разряде происходит сульфатация пластин — и аккумулятор выходит из строя. Конечно, при обслуживании его одной зарядкой не обойтись,. Необходимо проверить также плотность электролита, но в статье речь идет только о том, как заряжать автомобильный аккумулятор.
Сделать это возможно от источника постоянного напряжения, причем для 12-вольтовой АКБ напряжение от источника требуется около 16,5В. Конечно, лучше всего воспользоваться специальным устройством, тем более, что в них сейчас закладываются специальные алгоритмы, значительно повышающие эффективность всего процесса. Но при отсутствии такого устройства можно применить любой источник напряжения с подходящими характеристиками и регулировками или собрать соответствующую схему. Есть несколько различных способов, как заряжать автомобильный аккумулятор.
Один из них, самый распространенный – зарядка постоянным током. В этом случае для зарядки аккумулятора используется ток, величиной 0,1 паспортной емкости АКБ. Если ее емкость составляет 55Ач, ток должен быть 5,5А. Если емкость АКБ равна 90Ач, ток будет 9А.
Сколько нужно заряжать автомобильный аккумулятор? А это определяется просто. Емкость АКБ надо поделить на величину зарядного тока. В итоге получится необходимое время. Если емкость батареи равна 90Ач и ток составляет 9А, то время зарядки будет 10 часов. Для осуществления наилучшим образом зарядки постоянным током следует учесть несколько нюансов. Например, необходимо контролировать напряжение, обеспечивая его постоянство. И если нет автоматической регулировки напряжения, то это придется делать вручную.
В процессе выполнения работ необходимо контролировать напряжение на батарее. Когда оно станет равным 14,4В, то нужно в два раза уменьшить зарядный ток. Это вызвано тем, что в процессе зарядки электролит нагревается, начинает выделяться газ — и происходит потеря энергии и нагрев АКБ. Для избежания подобного эффекта и используется такой прием. Когда напряжение на аккумуляторе достигнет 14,4В, батарея уже частично заряжена и дальнейший ее заряд большим током уже не нужен. Поэтому и нужно уменьшение тока.
Зарядка таким половинным током проводится, пока напряжение на АКБ не будет оставаться постоянным в течение двух часов. Тогда считается, что удалось полностью зарядить аккумулятор автомобиля, и работы прекращают.
Вот примерно так выглядит картина по зарядке АКБ автомобиля. Конечно, описан самый простой и распространенный вариант. Есть и другие способы зарядки. Так, можно осуществить форсированную зарядку батареи, но при этом придется пользоваться током до 0,7 от емкости АКБ. И если вы проводите такую зарядку в условиях использования бытовой электросети, то она, вполне вероятно, не выдержит. И тогда возможно возникновение пожара.
Существует способ зарядки при постоянном напряжении, но и здесь в первые минуты работы может возникнуть ток, превышающий возможности бытовой электросети. Поэтому для зарядки АКБ безопасней всего будет воспользоваться описанным методом, а еще лучше – применять специальное устройство. В нем все режимы поддерживаются автоматически, причем задействованы более сложные и эффективные алгоритмы зарядки.
Состояние аккумуляторной батареи необходимо постоянно контролировать и при ее разряде принимать своевременные меры. Как заряжать автомобильный аккумулятор, рассмотрено выше, описаны режимы зарядки, способы контроля и продолжительность всего процесса.