Слова «капремонт двигателя» для каждого автолюбителя звучат как приговор, услышав который, впору впасть в отчаяние. Но так ли он страшен? На самом деле, капремонт двигателя можно существенно удешевить, особенно для дорогостоящих автомобилей. Дело том, что двигатель любого автомобиля – это, по сути, просто железо, и, каким бы сложным он ни был, все они очень похожи. У всех есть поршни, поршневые кольца, коленчатый вал. Конечно, у каких-то больше клапанов, у каких-то — распределительных валов, цилиндров, но все они работают по принципу четырех тактов, что их делает практически одинаковыми.
Капремонт двигателя дорог, прежде всего, деталями, которые, скажем, для автомобилей немецкого производства стоят в разы больше, нежели для марок машин других стран-производителей. Но не стоит забывать, что за работу механика тоже можно прилично раскошелиться.
Капремонт двигателя ВАЗ можно провести и у себя в гараже, достаточно запастись нехитрым набором инструментов, среди которых должна быть газовая горелка, поскольку поршневые пальцы в верхние головки шатуна вставляются при температуре 750-800 градусов.
Прежде всего, надо учесть, что капремонт двигателя подразумевает его полную разборку, поэтому своевременно нужно позаботиться о чистом рабочем месте, работы лучше выполнять на снятом двигателе без навесного оборудования. Кроме того, нужно запастись солидным количеством керосина, потребуются «ванны» для валов, а также для прочих мелочей.
Если двигатель снят, то работы нужно разделить на три части: головка блока цилиндров, сам блок, а также система смазки. А теперь – по порядку и подробнее.
Для начала нужно разобрать все на детали, но стоит помнить, что клапанный механизм, который не подлежит замене, должен быть установлен в том же порядке, что и стоял. Клапаны, после их замены и замены направляющих втулок, должны быть притерты с помощью притирочных паст. Распределительный вал (или валы, если их два и более) стоит промерить микрометром и, если есть отклонения от нормы, заменить. Также нужно обратить внимание и на их опоры, поскольку они, как правило, изготовлены из литого алюминия (довольно мягкого материала, который обладает меньшй прочностью).
Теперь немного о блоке цилиндров. Здесь ремонт заключается исключительно в замене. Конечно, если у вас дома есть станок для расточки и хонингования цилиндров, то все работы вы сможете выполнить сами, но таких людей очень мало. Поэтому сам блок стоит отдать в специализированную мастерскую, где работают специалисты.
После того как он вернется, на нем будет насечен класс поршней, которые стоит подбирать. Для каждого класса поршней имеется свой класс пальцев и поршневых колец. Масса комплекта для каждого цилиндра в идеале должна быть идентичной, но допускается погрешность в 2 грамма.
Идем дальше. Дальше по списку система смазки. Капремонт двигателя подразумевает и ремонт этой системы, потому что именно она отвечает за сохранность и долговечность работы деталей. Здесь, опять-таки, нужен микрометр, чтобы определить, требуется ли шлифовка шеек коленчатого вала. Если да, то надо поступить так же, как и с блоком. Если же нет – надо просто заменить вкладыши. Их размер обычно указывается при ремонте на щеках противовесов. Если размер не указан, то шейки ни разу не шлифовались, тогда он соответствует номиналу.
После всех этих операций проводится сборка, а также замена расходных жидкостей и фильтрующих элементов. Перед пробным запуском рекомендуется залить масло в масляный фильтр и провернуть коленчатый вал от руки. Из всего вышесказанного следует, что капремонт двигателя своими руками – это не так уж страшно, поскольку в наше время несложно найти любое руководство по эксплуатации.