Из статьи вы узнаете о том, как регулировать клапана на ВАЗ-2109 (карбюратор и инжектор) своими руками. И стоит ли вообще самостоятельно проводить такого рода процедуры? Прежде чем приступать к проведению регулировки, нужно узнать, действительно ли требуется ее выполнять? Или же достаточно скорректировать положение ремня привода газораспределительного механизма. Иногда перескочивший на пару зубьев ремень становится причиной того, что двигатель начинает работать неправильно.
Как проявляется неверный зазор?
Причинами возникновения многих поломок наряду с неисправностями карбюратора, может быть неверная регулировка тепловых зазоров клапанов. На автомобилях девятого семейства устанавливались только моторы с 8 клапанами. 16-клапанные моторы стали использовать только на модификациях «девяток» — ВАЗ-2114 и ВАЗ-2115.
Признаки того, что нарушены тепловые зазоры:
Особенности проявления «симптомов»
Для того чтобы выявить истинную причину проблем, связанных с силовым агрегатом, нужно внимательно послушать, как он работает. Для этого потребуется запустить мотор, прогреть его до рабочей температуры, после чего прослушать работу в режиме холостого хода. Самый верный признак того, что увеличились тепловые зазоры, будет наличие характерного, различимого на слух звонкого тарахтения под крышкой клапанов.
В том случае, если зазор уменьшился, таких звуков вы не услышите. Но будут наблюдаться другие «симптомы» – чрезмерный нагрев мотора, хлопки в выпускной тракт, существенное снижение приемистости и мощности. Особенно это будет заметно при обгоне, на старте. Стоимость регулировки не более 1000 руб., но эту процедуру на «девятках» нужно проводить достаточно редко – хотя бы раз на 30 тыс. км пробега. Если сравнивать с машинами «классической» серии, то это довольно длительный срок.
Стоит ли самому делать регулировку?
А теперь попробуем ответить на один простой вопрос – нужно ли браться за такое дело самому? Или доверить регулировку профессионалам? Однозначно ответить на него нельзя, так как существует несколько нюансов. И первый – стоимость регулировочных шайб. Например, на двигателях, которые устанавливаются на автомобилях «классической» серии, регулировка производится путем изменения длины толкателя. На моторах «девяток» величина зазора меняется путем установки регулировочных шайб.
Стоимость комплекта шайб достаточно высокая – порядка 2500-3000 руб. Но проблема в том, что приобрести комплект можно далеко не в каждом магазине, только крупные поставщики могут позволить себе такую «роскошь». Стоимость регулировки у мастеров на СТО будет стоить порядка 700-1000 руб. Времени займет процедура немного, а качество окажется намного выше. Стоит также отметить, что не у каждого мастера имеются все размеры шайб. Поэтому, прежде чем отдавать свой автомобиль в ремонт, необходимо удостовериться в том, что выбранный вами мастер в силах это сделать.
Итог: если у вас есть средства и желание для самостоятельного проведения регулировки, то можно все сделать самостоятельно. Но если «лишних» денег, а тем более нет желания, лучше обратиться к специалистам.
Инструмент для проведения работ
А теперь давайте поговорим о том, как правильно регулировать клапана на ВАЗ-2109 своими руками. Раз уж решились на такую процедуру, потребуется наличие таких инструментов:
Стоит отметить, что в крупных магазинах иногда можно купить шайбы поштучно. Но это бывает крайне редко. Впрочем, поштучно можно приобрести в интернет-магазинах.
Подготовительный этап
Перед тем, как регулировать клапана на ВАЗ-2109 (инжектор или карбюратор), нужно дать мотору остыть до температуры 20-25 градусов.
Дальнейшие манипуляции:
Прежде чем начинать регулировку, нужно проверить величину всех зазоров.
Как сделать регулировку?
А теперь рассмотрим, как регулировать клапана на ВАЗ-2109 (8-клапанный мотор) самостоятельно. В качестве примера возьмем третий клапан (считая от привода ГРМ):
Как рассчитать толщину новой шайбы?
А теперь, воспользовавшись простой формулой, проводим расчет толщины новой шайбы:
А – это толщина новой шайбы в миллиметрах; В – толщина шайбы, которую вы сняли; С – величина теплового зазора.
Погрешность в любую сторону не должна превышать 0,05 мм. То есть, если у вас, например, получилось значение толщины новой шайбы 1,33 мм, то необходимо выбирать ближайшее значение стандартного размера. В представленном случае лучше всего взять шайбу толщиной 1,35 мм. Аналогично производится корректировка зазора и на остальных клапанах.