Основное назначение аккумуляторной батареи – запуск двигателя и снабжение электроэнергией нагрузки (лампочки освещения, подсветка приборной панели и др.). Когда двигатель не работает и, соответственно, генератор не вырабатывает электрический ток. Если АКБ не запускает стартер двигателя, то вопрос о том, как проверить аккумулятор, становится весьма актуальным.
Для проверки рабочего состояния аккумуляторной батареи можно использовать два элементарных способа. Первый метод более простой и заключается в обычной проверке напряжения. Именно такое обследование и поможет вам ответить на вопрос: «Как проверить аккумулятор автомобиля?».
Если в АКБ встроен индикатор уровня заряженности, то его готовность проверяется в соответствии с цветом индикатора.
Если индикатор зеленого цвета, то аккумуляторная батарея полностью заряжена.
Если же он черного цвета, это указывает на то, что она нуждается в подзарядке. А светлый цвет индикатора говорит нам о том, что уровня электролита недостаточно для ее нормальной работы.
Электрическое напряжение АКБ, где нет встроенного индикатора, можно замерить самому обычным или, что гораздо лучше, цифровым вольтметром. Мы привели в таблице уровни напряжения для аккумуляторной батареи и уровни ее готовности к работе (заряженности).
Уровень готовности (заряженности) Напряжение 12-тивольтовой батареи
100% 12.74
90% 12.61
80% 12.50
70% 12.39
60% 12.29
50% 12.20
40% 12.15
30% 12.07
20% 11.97
10% 11.92
Разумеется, гораздо точнее будет, если замерить напряжение можно с помощью специальных зарядных устройств с микропроцессором и памятью, таким нехитрым способом ответив на вопрос: «Как проверить аккумулятор?».
Современные устройства могут отслеживать как разряд, так и заряд АКБ на протяжении нескольких циклов. Такой метод проверки является наиболее точным.
Другой способ сводится к определению плотности электролита. По этой характеристике тоже можно говорить об уровне готовности (заряженности) аккумуляторной батареи. Для измерения плотности электролита в каждой банке АКБ используется ареометр. При этом необходимо измерить, помимо плотности, еще и температуру электролита. Если она выше тридцати градусов или ниже нуля по Цельсию, то вводится поправочный коэффициент к показаниям ареометра.
Оптимальной температурой электролита при проверке его плотности является температура от плюс шестнадцати до плюс двадцати восьми градусов по Цельсию.
При проверке плотности электролита нужно проявлять осторожность и не допускать попадания его на кузов, детали автомобиля, одежду, обувь, а особенно на руки или кожу, так как электролит содержит серную кислоту, которая опасна для металла и к тому же может вызвать ожоги кожи.
Учитывая плотность электролита, можно говорить об уровне заряженности аккумуляторной батареи. В таблице приводятся характеристики уровня заряженности (готовности) АКБ и соответствующая этому уровню плотность электролита.
Уровень заряженности (готовности) Плотность электролита
100% 1.263
90% 1.248
80% 1.231
70% 1.217
60% 1.203
50% 1.188
40% 1.174
30% 1.160
20% 1.146
10% 1.132
Надеемся, что вы получили ответ на вопрос: «Как проверить аккумулятор самому?» и теперь сможете это сделать самостоятельно.
Еще несколько слов об одной важной характеристике аккумуляторной батареи – ее емкости. Она говорит нам о том, сколько времени (в часах) аккумуляторная батарея сможет обеспечивать током, который измеряется в амперах, нагрузку. Соответственно, емкость АКБ измеряют в ампер-часах.
Как проверить емкость аккумулятора? Традиционным способом проверки емкости аккумуляторной батареи является метод контрольного разряда. Например, чтобы точно определить емкость АКБ номиналом 60 ампер-часов, надо разряжать ее током 3А в течение 20 часов. Это очень долго. Однако сейчас есть приборы, позволяющие производить подобную проверку всего за несколько секунд.