Почти каждому родителю знакомы ситуации, когда его ребенок приходит домой из детского сада или школы и говорит, что его обижают. Бежать в образовательное учреждение смысла нет, ведь ребенок тогда не научится защищать себя самостоятельно, а вы не сможете всю жизнь решать его проблемы.
Итак, разберемся, как научить ребенка постоять за себя так, чтобы не спровоцировать новый конфликт.
- Возрастные группы детей
- Конфликты между детьми: особенности и причины
- Ребенок в детском саду
- Ребенок в школе
- Ребенок в секции, студии, кружке
- Какие внеурочные занятия помогают воспитывать сильный характер
- Отличия в воспитании мальчиков и девочек
- Правила самозащиты для девочек
- Правила самозащиты для мальчиков
- Резюме
Возрастные группы детей
В разные возрастные периоды ребенок ведет себя по-разному. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей характера ребенка можно определить самую оптимальную линию поведения, если ребенка обижают сверстники.
Период раннего детства начинается с 1 года и длится до 3 лет. Мало кто в это время отдает ребенка в детский сад, однако дети вполне могут общаться между собой во дворе или на детских площадках. Дети обычно могут ссориться из-за игрушек и, поскольку у малышей еще недостаточно развиты навыки коммуникации, зато эгоцентризм зашкаливает, довольно часто требуется вмешательство родителей.
Основные рекомендации:
- Постарайтесь не бежать к ребенку сразу же, как только видите «внештатную» ситуацию: ваш ребенок забрал чужое ведерко или другой ребенок взял его лопатку. В большинстве случаев дети могут разобраться сами даже в этом возрасте. При этом не имеется в виду пустить ситуацию на самотек: обязательно присматривайте, чтобы конфликт не вышел за рамки допустимого, а дети не начали драться.
- Если есть необходимость вмешаться в конфликт, не навязывайте свое мнение, а мягко объясните своему ребенку, в чем он не прав.
- Не воспитывайте чужого ребенка. У него есть свои родители. Сюда же относится разговор с чужим ребенком на тему: «Дай моему сыночку ведерко, ты же должен делиться». На самом деле у детей с детства должно быть ощущение своего и чужого, чтобы впоследствии у взрослеющего ребенка не стерлись границы между тем, что можно брать, а что нельзя.
- Не ругайте ребенка, а объясняйте: в возрасте 1-3 лет ребенок только начинается социализироваться, потому крики: «Как так можно, это эгоизм, так нельзя, ты невоспитанный.» — могут им восприняться неоднозначно. Он ведь действительно не знал, как можно, а как нельзя, но сама ситуация может у него надолго закрепиться в памяти как цепочка «общение со сверстниками = мамин гнев», а вы потом будете удивляться, почему ребенок стал замкнутым.
Следующий возрастной период — дошкольный (3-7 лет). Младший школьный возраст начинается с 6-7 лет и длится до 11 лет у девочек и до 12 лет — у мальчиков. В это время ребенок уже понимает, что вокруг него есть другие дети и взрослые. Ему все еще необходимо научиться взаимодействовать с окружающим миром, что обычно происходит на практике.
Возрастная психология детей предполагает понимание различий в мотивах поведения.
Конфликты между детьми: особенности и причины
Не зря говорят, что многие дети жестоки: на самом деле они просто делают то, что они хотят. Если взрослого человека сдерживают какие-либо факторы, вроде здравого смысла или уголовного кодекса, то у ребенка чаще всего есть только один фактор — «я хочу!»
Именно поэтому важно уметь объяснить, почему есть вещи, которые делать просто нельзя. Не у каждого малыша с самого детства развита эмпатия, сопереживание, понимание чувств другого.
Многие родители берут на вооружение фразы «представь себя на ее/его месте», и обычно это работает. Но важно, чтобы ребенок понял, что действительно нельзя обижать котенка, потому что ему неприятно, или отбирать книгу у девочки, потому что это ее вещь.
Основные причины конфликтов в группах детей:
- Эгоцентризм. Считается нормальным для ребенка в период раннего детства, в дальнейшем он уже должен сойти на нет. Ребенок лет до 4 не понимает, что он — не единственный во Вселенной, потому может позволить себе поведение, которое взрослые называют эгоистичным: взять чужую игрушку без разрешения, оттолкнуть другого ребенка, дразнить кого-либо и т. д. Ребенку кажется это веселым и нормальным.
- То самое «я хочу», о котором говорилось ранее. Если с детства ребенку не привили навыки эмпатии и сопереживания, то в дальнейшем это может вылиться в конфликты с другими детьми. Обычно, если в семье здоровая атмосфера без насилия и жестокости, ребенку может даже не прийти в голову кого-то обидеть, ведь он сам никогда не сталкивался с подобным.
- Зависть. «Почему у него есть, а у меня нет?» Дети начинают обесценивать то, что им хочется, и критиковать, дразнить того, у кого есть желаемое ими, будь то что-либо материальное или нематериальное. Еще хуже, когда у ребенка эту вещь крадут. Можно сказать, что ребенок познает многие эмоции и учится с ними справляться. Задача родителя — помочь ему выбрать правильный путь. Например, объяснить, что не надо завидовать, ведь чужое — это чужое, и важно правильно расставить приоритеты и заниматься своей жизнью.
- «Не такой, как все». Если в группе или классе появляется отличающийся от других ребенок, нередко он становится объектом коллективной травли. Хуже, когда учитель считает это нормальным. К вопросу о том, как научить ребенка постоять за себя: нужно прежде всего научить пониманию, что его уникальность — нормальная вещь, которой не нужно стыдиться. В противном случае у ребенка могут появиться комплексы.
Разберем подробнее, как научить ребенка постоять за себя в разных ситуациях и в разных коллективах. Причин может быть множество, мы рассмотрели самые основные.
Ребенок в детском саду
В этот период за детьми обязательно должен следить воспитатель или нянечка. В идеале это профессиональные педагоги, которые умеют правильно гасить конфликты и создавать дружескую атмосферу. Дети приходят в детский сад для того, чтобы заниматься какими-либо творческими, развлекательными занятиями, и даже обучение проходит в игровой форме. Поэтому дети обычно не излучают недовольство или негатив, поскольку в большинстве своем отсутствует момент принуждения: они любят играть, и в детском саду они играют.
Добившись позитивной атмосферы в группе, гораздо проще решить появляющиеся конфликты или даже по максимуму их избежать.
Ваша задача как родителя — не упустить возможных негативных изменений в поведении ребенка, чтобы вовремя скорректировать их. Например, если сын/дочь приходит из детского сада расстроенный, грустный, это может свидетельствовать о каких-либо проблемах, особенно если это повторяется постоянно. Ребенок в детскому саду в некоторой степени остается один на один с окружающим миром, однако это нужно для того, чтобы его познавать.
Выясните, что случилось, и помогите разобраться в ситуации. Не учите ребенка жаловаться, лучше поделитесь советами о том, какие слова лучше подбирать, чтобы поставить обидчика на место.
Ребенок в школе
Если первоклассник взял чужой пенал без разрешения, а потом сказал: «Да он мне просто понравился», это ненормально. Возможно, родители не уделили достаточно внимания воспитанию понимания своей и чужой собственности.
Если учащийся в младших классах дразнит или оскорбляет другого, это может свидетельствовать либо о недостатке воспитания, либо о нездоровой атмосфере в семье, либо о настоящих психологических, если не психиатрических проблемах.
Как бы там ни было, ребенку, ставшему жертвой такого отношения, нужно научиться давать адекватный отпор обидчикам.
В школе уже отношения могут быть более напряженными, ведь на смену развлекающего детского сада пришла пора учиться.
Намного хуже, если ребенка обижает учитель. В этом случае первоочередным становится вопрос о том, как научить ребенка не бояться. Учитель — это взрослый человек, к которому должно быть определенное уважение, но дети часто путают понятия «уважать» и «бояться».
Конечно, тихий и забитый ребенок — это удобно, ведь он ведет себя спокойно и не срывает урок. Но насколько при этом ломается его характер и индивидуальность?
Если учитель откровенно не прав, нет ничего страшного в том, что ребенок, даже третьеклассник, спросит о том, почему к нему так относятся. Важно, чтобы ребенок умел не «качать права» и ругаться из-за несправедливо поставленной двойки, а действительно понимал, где отношение учителя к нему нормальное, а где — нет.
Не объясняйте ребенку заранее, когда учитель поступает правильно, а когда нет. Дети склонны интерпретировать полученную информацию по-своему. Разбирайтесь в ситуации по факту: систематические оскорбления учителем, постоянное явное занижение оценок, рукоприкладство и тому подобное. Во многих случаях вам придется самостоятельно поговорить с педагогом, особенно если речь идет о последнем пункте.
Ребенок в секции, студии, кружке
Многие внеурочные занятия помогают в решении вопроса о том, как воспитать настоящего мужчину. Это прежде всего спортивные секции, кружки по самозащите, бокс. Чтобы понять, как научить ребенка постоять за себя, достаточно вспомнить об уровне дисциплины на таких занятиях: мальчик просто привыкает, что он должен быть мужественным.
В целом, дети редко попадают в конфликтные ситуации в студиях и кружках. Туда обычно ходят, чтобы заниматься своим хобби и развиваться, и времени на ссоры не остается.
Какие внеурочные занятия помогают воспитывать сильный характер
Прежде всего, сам факт посещения внеурочных занятий — уже плюс, поскольку ребенок понимает, что на его окружении в школе мир не сходится клином. Кроме этого, правильно выбрав занятие для ребенка, можно развить его силу воли и характер.
Первое, что приходит на ум — спортивные секции. Для детей они полезны тем, что развивают выносливость, дисциплинированность, тренируют физическую форму. Занятия по боксу, карате и другим видам самозащиты особенно могут пригодиться в будущем мальчику. Главное, чтобы ребенок понимал разницу между защитой и нападением.
На самом деле, если ребенок занимается тем делом, которое ему интересно, это ему тоже помогает пресекать попытки окружающих его обидеть. Увлечения и самосовершенствование развивают уверенность в себе, и практика показывает, что уверенных в себе людей обижают намного реже, чем скромных и забитых.
Отличия в воспитании мальчиков и девочек
К стандартному «девочка должна быть мягкой и нежной, а мальчик — сильным и уверенным» добавляются другие постулаты, продиктованные течением времени.
Современная девочка должна быть уверенной в себе, впоследствии она, будучи взрослой женщиной, может стать на одну ступень с мужчиной на карьерной лестнице или в решении бытовых вопросов. Или даже выше. Женская слабость не равняется беспомощности. В 21 веке никто не будет вызывать на дуэль обидчика девушки и драться в защиту ее чести.
Парню нужно уметь сохранять самообладание и хладнокровие. То, что сейчас нет балов и джентльменского кодекса чести, не означает, что можно вести себя по-хамски.
Все это оставляет свой отпечаток на том, как научить ребенка постоять за себя.
Правила самозащиты для девочек
Прежде всего, девочка должна быть уверенной в себе. Идеально, если она не лезет в карман за словом и легко может осадить обидчика метко сказанным словом или взглядом.
- Объясните девочке, что применение физической силы не всегда оправдано, и, если этого можно избежать, то лучше избежать.
- Научите ее стандартным фразам, которые можно использовать в конфликтах. «Ты всерьез считаешь, что можно так со мной разговаривать?», «Скажи, чем я тебя обидела? Я тебе сделала что-то плохое?» — такие реплики обычно сбивают оппонента с толку, ведь он ждет негативной реакции, крика. А если обидчик — мальчик, то в этом возрасте таким образом он может проявлять свою симпатию. Это, конечно, не оправдание.
- Объясните разницу между «ябедничеством» и своевременным уведомлением родителя/преподавателя о наличии конфликта. Не нужно бежать жаловаться по каждому поводу, это показатель глупости и слабости. Однако во многих детских коллективах понятием «ябедничество» дети спекулируют, тем самым заставляя пострадавшего ребенка умалчивать о самом факте конфликта, особенно когда ему нанесен настоящий вред. Если задразнить девочку «ябеда, ябеда», она вряд ли пойдет к учителю рассказывать о том, что синяк под глазом или вывих руки — следствие поступка Иванова-Петрова-Сидорова. Ребенок должен научиться разграничивать, где он ябедничает, а где сообщает об угрозе. Вы же в полицию не ябедничать ходите? К слову, выстройте отношения с девочкой так, чтобы она не боялась вам рассказывать о своих проблемах.
- Научите девочку самым главным приемам самообороны. Это пригодится, если обидчик решит применить физическую силу.
Правила самозащиты для мальчиков
Даже в среде маленьких мужчин действуют более серьезные правила в разборках и конфликтах, чем у девочек. Иногда (подчеркиваем: иногда!) возникает необходимость физически «дать сдачи» обидчику. Здесь, как раз, если ребенок не умеет постоять за себя, его репутация среди сверстников может сильно пострадать, и это будет отражаться на всем его последующем пребывании в этом коллективе.
Однако настоящая мужественность проявляется не в размахивании кулаками, а в умении грамотно решить конфликт, подобрать нужные слова. Холодная рассудительность очень помогает мальчикам, юношам, мужчинам в решении любых вопросов.
- Как и в случае с девочками, научите сына подбирать правильные слова для того, чтобы погасить конфликт. Если девочка может ограничиться общими фразами, которые просто осадят обидчика, то мальчику могут потребоваться весомые аргументы, чтобы впоследствии к нему не приставали. Это нужно, так как в мужском коллективе часто разворачиваются баталии «просто так». «Я расскажу папе» или «У меня брат занимается боксом» — не аргументы. «Я занимаюсь боксом», «я дам тебе в нос» — не аргументы, а угроза, оправдана только в особых случаях, когда оппонент явно слишком агрессивен. «Следи за своими выражениями», «если тебя что-то не устраивает, разбирайся со своими проблемами сам», «а мне это зачем?» — аргументы.
- Мужское воспитание предполагает самостоятельное решение проблем, однако на деле мальчик не всегда может справиться с проблемами в одиночку. Если он обращается за помощью к родителям или учителю — это нормально, если не переходит в ябедничество. Однако лучше вовремя узнать об угрозе и научить сына уведомлять, а не ябедничать, чем допустить то, что обидчики перейдут границу, а взрослые не успеют вовремя помочь.
- Если сверстники применяют кулаки, обязательно уделите внимание вопросу о том, как научить ребенка давать сдачу обидчику. Причем так, чтобы не нанести ему физического вреда, а только отвадить обижать вашего сына снова.
- Спортивные секции для детей обеспечат вашему сыну необходимую физическую подготовку и научат мужественности.
Резюме
Очень важно понимать, как научить ребенка защищаться. Это пригодится ему и в детстве, и во взрослой жизни. Умение постоять за себя с самого детства позволяет ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно в коллективе.
Секция борьбы для детей вполне может дать необходимые знания и навыки для самозащиты.