Воспитание заключается не только в том, чтобы привить ребенку определенные нормы поведения и качества. Также важно научить своих детей справляться с детскими проблемами, которые у них возникают на разных этапах взросления. Причем помощь родителей заключается не в разрешении сложных ситуаций, а в том, чтобы помочь малышу самому эти сложные ситуации решать.
Проблемы у детей
Ребенок может начат сталкиваться с проблемами во взаимоотношениях со сверстниками, как только отправляется в детский коллектив. Но наиболее остро он начинает реагировать на сложные ситуации в школе, когда происходит процесс осознания себя в этом мире.
Одной из распространенных проблем, к примеру, является недоброжелательное отношение со стороны сверстников, если ребенок лучше учится, чем они. Часто к прилежным и сообразительным ученикам цепляются прозвища зануда, заучка, зубрила, которые дети воспринимают с большой обидой.
К примеру, на одном из форумов женщина поделилась подобной ситуацией, произошедшей с ее внучкой. Девочка всегда хорошо училась, и даже после окончания дистанционного обучения, когда многие дети стали учиться хуже, ее внучка продолжала показывать хорошие результаты.
У одноклассников это вызывало зависть и волну негатива. И даже лучшая подруга девочки, с которой они дружили с детского сада, стала ее обзывать и перестала общаться. Для внучки женщины это стало большой проблемой. И помочь ее разрешить можно при помощи советов психологов.
Притча о проблемах
Самое главное, что должны сделать родители, — объяснить ребенку, что на проблемах не нужно зацикливаться. Об этом ярко говорится в одной притче.
Профессор в университете пришел на лекцию и, налив в стакан воды, вытянул руку, попросив студентов назвать, сколько граммов воды в стане. Все стали выдвигать свои версии, но профессор не спешил давать верный ответ. Он спросил, что будет с его вытянутой рукой через десять мнут после того, как он так простоит. Затем через полчаса и через час. Студенты ответили, что рука его устанет и онемеет, несмотря на то что объем воды не изменится и не увеличится.
«Что мне сделать, чтобы рука не онемела?» — спросил профессор. Все студенты сказали, что следует опустить руку и поставить стакан на стол. На что профессор ответил, что ученики его правы, а поступать так нужно с проблемами: отпускать их и не зацикливаться, иначе они будут мучить человека так же, как стакан воды, если долго держать его на вытянутой руке.
Алгоритм решения проблемы
К сожалению, даже многие взрослые люди не умеют отпускать проблемы и не зацикливаться на них. Но этому нужно научить детей, объяснив, что чем дольше думать о проблемах, тем больше они будут мучить, тем более, если от самого малыша ничего не зависит.
А вот если проблему можно решить, то существует алгоритм, согласно которому можно сделать это правильно и научить ребенка со временем самостоятельно все проблемы разрешать.
Обозначение проблемы и варианты решения
Первым делом проблему необходимо обозначить: еще раз вслух вместе с ребенком проговорить ее суть, остановившись на всех даже самых маленьких деталях.
После того как проблема обозначена, следует вместе с малышом придумать как можно больше вариантов, как можно эту проблему решить. Чем их будет больше, тем лучше, ведь это дает больше путей и ребенок увидит, что ситуация не является неразрешимой.
Поиск решения и активные действия
После придумывания вариантов решения проблемы следует проговорить, какой из них является наилучшим. Вместе с ребенком нужно предположить, к чему приведет тот или иной вариант решения ситуации.
Когда вариант выбран, нужно приступать к активным действиям и осуществлению плана. Перед этим сначала можно потренироваться с ребенком, проиграв ситуацию дома.
После решения проблемы нужно проговорить с ребенком все, что произошло, поняв, что удалось, а что — нет, не лучше ли было прибегнуть к другому варианту. А если проблема осталась нерешенной, то следует еще раз по данному алгоритму выбрать путь ее решения и снова пробовать разрешить ситуацию.