Многие родители с детства приучают малыша к послушанию, ругают, если он сделал что-нибудь не так. Если ребенок совершил ошибку, то мама тут же его попрекает: «Вот видишь, а я говорила, что нельзя так делать!» Постепенно ребенок заучивает правила, поставленные перед ним мамой. Но многие так и не понимают, почему нужно поступать так или иначе.
Приходит переломный момент в жизни подросшего чада, когда он решает, что слушаться маму надоело, сделаю-ка я то, что нельзя. В итоге ребенок может попасть в неприятную или опасную ситуацию. Ведь он не научился самому главному — умению самостоятельно размышлять. Как научить ребенка думать? Бывает, что про эту жизненную необходимость родители задумываются поздно, когда дети уже идут в школу. Тогда приходит понимание, что логика не работает, любую задачу приходится полчаса растолковывать, на уроки затрачивается огромное количество времени и нервов.
Что же получаем: за домашние задания ребенок получает хорошие отметки благодаря помощи родителей, а на контрольных и у доски совсем не блещет. Проблема остается насущной — как научить ребенка размышлять.
Как правильно воспитывать послушание
С ранних лет родители хотят послушания с важной целью, чтобы ребенок не попал в беду. Ограждая малыша от опасности, никогда не говорите: «Не делать так, потому что надо слушаться маму (папу, бабушку и т. д.)». Ребенок должен размышлять уже с ранних лет. Ему нужно не просто сказать «нельзя», а подробно объяснить причину этого, что может произойти, к чему такой поступок может привести. Например, объясняя причину, почему нельзя брать спички, нужно вместе с ребенком провести эксперимент — поджечь бумажку или ткань, объяснив, как быстро от огня может загореться одежда или занавеска в комнате.
Никогда не угрожайте за непослушание наказанием. Если ребенок попал в неприятную ситуацию или собирается совершить нечто опасное, то скажите: «Так делать нельзя! Ты же понимаешь, к чему это может привести!» При этом учим детей делать выводы. Ребенок начинает самостоятельно размышлять, вспоминает ваши прежние объяснения и понимает, что может случиться. После этого малыш сам откажется проказничать, зная, чем обернется его проделка.
Никогда не пугайте ребенка, придумывая разные страхи, типа: «Не ходи туда, там бабайка или Баба-яга». Ребенок вырастет трусливым и неуверенным в себе.
Право на ошибку
Малыш с самого рождения начинает познавать окружающую действительность, исследуя все вокруг. Начинается все с тактильных ощущений. Ребенок понимает, что лимон кислый, если попробует его на вкус, а что утюг горячий при случайном прикосновении. Весь детский опыт полученных ощущений фиксируется памятью в мозгу. Ребенок при столкновении с похожими предметами учится анализировать, обобщать.
Только благодаря личному опыту малыш быстрее понимает суть вещей и результат своих поступков. Уже с двухлетнего возраста у ребенка возникают первые ассоциации. Постепенно развивается интеллект и происходит развитие логического мышления.
Как научить ребенка думать? Родителям не стоит постоянно одергивать ребенка, оберегая его от ошибок. Если вы видите, что опасности жизни малыша нет, то разрешите ему ошибиться, что-то недорогое сломать, увидеть, что от плохих слов на него могут обидеться и не играть с ним, если он не выучит уроки, то с опытом поймет, что за этим обязательно последует двойка в дневнике и т. д. Ведь все, даже взрослые люди, учатся только на своих ошибках, а не на чужих.
Виды мышления ребенка
В раннем возрасте у ребенка наглядно-действенное мышление, то есть он видит предмет и обследует его органами чувств — дотрагивается руками, берет в рот, смотрит глазами, слышит издаваемые предметом звуки и т. д.
С опытом приходит следующий вид мышления, психологи называют его наглядно-образным. Здесь уже ребенок, имеющий опыт освоения окружающего мира, только увидев предмет, представляет в голове его образ, понимает, что он может делать, как его использовать. Действует по аналогии исследованных ранее предметов. Например, увидев свечку, малыш не будет ее трогать руками, зная, что огонь причинит боль, вырастет на пальчике болезненный пузырь, заживающий длительное время. Если мама купила новую игрушку, ребенок уже понимает, как с ней можно играть.
Есть еще один вид мышления, который доступен детям старшего дошкольного возраста. Это логическое мышление. Ребенок понимает словесное описание предмета, может решать простые загадки на логику для детей, манипулирует предметами по их назначению, в состоянии выполнить практические задания по объяснению родителей или воспитателя в детском саду. Развивается данный тип мышления постепенно всю оставшуюся жизнь. Это самый сложный вид, дающий возможность ребенку решать житейские и учебные задачи, используя отвлеченные понятия. Именно данному типу мышления свойственны умения обобщать, анализировать, логически рассуждать, делать выводы, сравнивать и устанавливать закономерности.
Логическое мышление не приходит само собой, не стоит, сидя у телевизора, ожидать, что оно появится у ребенка с возрастом. Перед родителями и учителями стоит задача, как научить ребенка думать. Предстоит ежедневная работа, заключающаяся в познавательных беседах, чтении книг и различных упражнениях.
Важность практических упражнений
Развитие логического мышления, умения думать и размышлять приходит постепенно, с упражнениями и тренировками мозговой деятельности. Это поможет ускорить процесс и ребенку в обучении в школе будет намного легче.
В дошкольных учреждениях на занятиях используют задания на карточках или словесные, во время игровой деятельности в коллективе. Но в саду дети учатся и приспосабливаться. Например, воспитатель дает задание, наиболее развитые дети на него отвечают, а большая часть остальных ему поддакивает, при этом самостоятельно не думая. Такое явление можно встретить и в школе, когда на контрольной отстающие ученики списывают решение задачи у отличника или даже у такого же ученика, как и он сам. Главное, что дети, не привыкшие думать, вырастают несамостоятельными и безынициативными, во взрослой жизни это им откликнется обязательно.
Родители даже тех малышей, которые посещают садик, не должны думать, что он приобретет все необходимое для учебы в школе, нужно дома работать с малышом индивидуально, используя уже известные упражнения. Сейчас в продаже имеется много пособий на развитие логики, мышления, воображения. Покупайте все, что увидите, работайте с детьми, давая возможность самостоятельно найти решение данной задачи.
Сейчас предложим вашему вниманию несколько вариантов упражнений, поясним, о чем разговаривать с ребенком на прогулке и в повседневной жизни, в транспорте и просто по дороге домой из детского сада.
Упражнения на умение обобщать
- «Назови одним словом». Ребенку называют несколько предметов из одной группы, например: картошка, свекла, морковка, огурец или трактор, автобус, троллейбус, поезд. Малыш должен понять схожесть предметов и дать ответ: овощи или транспорт.
- «Варим компот или суп». Ребенок называет составляющие, которые имеются в первом блюде или в компоте, понимая, что фрукты в суп не бросают.
- «Разложи по полочкам». Здесь нужно дать ребенку картинки, например птиц, животных, рыб и насекомых. Ребенок должен понять, к какому виду относится данная картинка, и сгруппировать их вместе по видам.
Задания на логику
- «Найди, чего не хватает». Дается карточка, расчерченная на клетки. В каждом ряду предметы схожи, но имеют некоторые отличия. В последней пустой клеточке ребенок должен нарисовать недостающий предмет, имеющий отличие от других как в горизонтальном, так и в вертикальном ряду.
- Найди правильный ответ на рисунке ниже.
- «Экологические цепочки». Здесь учим думать детей, какая связь между названными понятиями. Например: листочек — гусеница — воробей, пшеница — хомяк — лисичка, цветок — пчела — оладьи с медом. Придумывать можно на ходу, играя на прогулке или в транспорте.
- Подумай и составь предложение по рисунку.
Загадки на логику для детей
Самостоятельно развивать логическое мышление ребенок не может. Ему необходимо помогать. Как научить ребенка думать самостоятельно? Загадайте им логические задачи:
- На дереве сидит птичка. Что нужно сделать, чтобы спилить дерево, при этом не побеспокоив птицу. Ответ: подождать, пока она улетит и спилить дерево.
- У мамы сын Сережа, собака Бобик, кошка Мурка и 5 котят. Сколько детей у мамы?
- Какое предложение верное: «Не вижу белого желтка или не вижу белый желток». Ответ: желток желтый.
- «Меня зовут Дима. У моей мамы один сын. Как зовут сына моей мамы?»
Заключение
Теперь вы знаете, как научить ребенка думать, главное — захотеть уделить внимание своему ребенку, разговаривать с ним как с равным членом семьи, уважать его личность. Результат не заставит долго ждать, все труды будут вознаграждены отличными оценками в школе.